Научиться говорить «нет»: как перестать брать на себя чужую работу

Нас с детства учат помогать другим людям, поэтому мы стараемся быть всем полезными. Однако чрезмерное желание угодить часто становится причиной возникновения собственных проблем. Поэтому постоянно брать на себя чужую работу и действовать в ущерб себе – это плохая практика. Вот советы, которые помогут вам посмотреть на этот вопрос с другой стороны.

Научитесь отказывать

Умение говорить слово «нет» часто спасает людей от проблем. Не стоит постоянно со всеми соглашаться, поскольку на выполнение своих обещаний требуется много времени и сил. Нужно научиться в первую очередь думать о себе и не позволять другим людям собой манипулировать.

Умение отказывать пригодится вам не только в работе, но и в других аспектах жизни. Не стоит сразу соглашаться, даже если вы уверены, что сможете справиться. Прежде чем дать свое согласие, сделайте паузу, оцените ситуацию со всех сторон, а затем примите решение, стоит ли вам на это «подписываться». Разумным решением будет попросить время на обдумывание и применять эту тактику постоянно.

Не соблазняйтесь на комплименты

Есть категория очень хитрых людей, которые готовы ради своей выгоды наговорить вам много лестных слов. Они будут вас всячески расхваливать для того, чтобы вы все за них сделали. Им ничего не стоит сказать вам пару комплиментов, а затем оправиться по своим делам. Если коллега начинает вас расхваливать, не обольщайтесь и не принимайте это исключительно на свой счет. Представьте, что после вас он точно так же пойдет говорить комплименты второму, третьему и десятому сотруднику. В результате все вы будете работать, а предприимчивый коллега отправится отдыхать.

Оценивайте свою работу

Вы пришли на работу для того, чтобы заработать (продвинуться по карьерной лестнице, получить удовольствие от своего призвания). Сейчас представьте, что вам нужно потратить силы и время на выполнение чужих обязанностей. В результате вы не заработаете (заработает просящий), не сможете продемонстрировать свои умения (скорее всего, коллега представит ваш труд как свой и, возможно, именно он продвинется по карьерной лестнице) или не получите того удовольствия, на которое рассчитывали. Поэтому будет мудрым решением назначить цену за свою работу (по тому же принципу: получив определенную сумму, убедившись в том, что о вашей помощи узнает начальство или коллега позаботится о том, чтобы вы больше отдохнули). Не бойтесь озвучивать свои требования, поскольку каждый труд должен быть оплачен.

Просите об ответной услуге

Выражение: «Ты - мне, я - тебе» имеет под собой здравый смысл. Речь не идет о помощи человеку, который попал в беду, у которого нет возможности вас отблагодарить. Работа – это всего лишь процесс, который позволяет стать материально состоятельнее, поэтому деловые отношения в данной сфере только приветствуются. Во-первых, помогут вам, когда вам на самом деле это будет нужно. Во-вторых, все будут понимать, что вы являетесь принципиальным человеком, обладающим чувством собственного достоинства и объективно оценивающим свои усилия. За это вас будут однозначно уважать, и никогда никому не придет в голову вами манипулировать. Все задумаются над тем, что смогут предложить вам взамен, а это уже вы можете считать своим успехом, подкрепленным авторитетом.

Не сомневайтесь в своем профессионализме

Некоторые люди ошибочно ведутся на «слабо». То есть, к вам обращается коллега или начальник с просьбой выполнить сложную работу. Вы принимаете эту просьбу как вызов. То есть, считаете, что отказ расценивается как ваше неумение или незнание (раз отказался, значит, ему не по силам это сделать). Чтобы переубедить просящего в своей компетентности, вы беретесь за это дело и выполняете его блестяще.

Вы в восторге от того, что справились, а коллега или босс рады, что смогли вас так легко обмануть. Не сомневайтесь в том, что именно так все выглядит со стороны. Поэтому не поддавайтесь на провокацию и никогда не сомневайтесь в своем профессионализме. Если вы что-то умеете делать качественно, ни к чему это постоянно подтверждать.

Не включайте «синдром спасателя»

Научитесь выслушивать человека до конца. Иногда коллеге или начальнику будет достаточно того, чтобы озвучить свою проблему. Пока он будет говорить о вопросе, найдет оптимальное его решение. А если вы будете реагировать спокойно (словесно поддерживать, участливо кивать и всем своим видом демонстрировать понимание), у человека может не хватить смелости или желания обратиться к вам за помощью. Всем своим видом вы дадите ему понять, что понимаете его проблему, но считаете это его личным делом.

В случае если вы сразу станете предлагать свою помощь, то поступите крайне опрометчиво по отношению к себе (добровольно взвалите на себя груз обязанностей) и неправильно по отношению к человеку (не дадите ему возможности самостоятельно со всем справиться, чтобы обрести необходимый опыт и в дальнейшем не иметь проблем с решением данных вопросов). Научитесь себя уважать, правильно расставьте приоритеты и помните, что ваши интересы должны всегда стоять на первом месте.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Часто ли вы помогаете коллегам или начальству?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.