Как был создан и работал в СССР ЗиЛ-4904: советский снегоболотоход

Винтовая машина является сухопутным или амфибийным транспортным средством, предназначенным для преодоления сложных грязе-болотных или снежно-ледяных условий. Крупнейшим шнекоходом в истории стал построенный в 1972 году ЗИЛ-4904. Впрочем, век советского снегоболотохода был недолог.

Экскурс в историю

Впервые о создании шнекороторных транспортных средств задумались в середине 19 века. Инженеры понимали, что изобретенный еще до нашей эры винт Архимеда можно использовать не только для поднятия воды из скважины на поверхность. Однако технических возможностей создать рабочий механизм до появления относительно компактных двигателей не было.

Чем хорош винт? Он позволяет перемещать машину по любой нетвердой поверхности – снегу, воде, грязи, песку, болоту. Такие транспортные средства отличаются тем, что они движутся за счет вращения одного или нескольких шнекообразных цилиндров, снабженных спиральным фланцем, цепляющимся за грунт или воду.

Тему шнекоходов активно развивали в США, Великобритании, Германии, Нидерландах. В СССР обратили внимание на необычную конструкцию в 60-х годах, хотя первый российский патент на сани-снегоходы был выдан изобретателю Федору Дергинту в далеком 1900 году.

Космонавтика – двигатель прогресса

После запуска космической программы СССР нуждался в специализированном транспортном средстве для эвакуации космонавтов и спускаемых модулей "Союз", которые часто приземлялись в глухих малолюдных районах Сибири, где дорог отродясь не было. Гусеничный и колесный транспорт застревал в болотах и распутице, а судам на воздушной подушке мешали пни и деревья.

Инженеры специального конструкторского бюро завода имени Лихачева под руководством Виталия Андреевича Грачева разработали необычный вездеход, приводимый в движение двумя шнеками, заменяющими собой гусеницы.

Партия сказала "Надо!"

Для создания новой техники требовалось нестандартное мышление. Сотрудники СКБ Грачева им обладали в полной мере. Предложенная ими концепция удивила даже видавших виды экспертов.

Вместо колес у разработанного ими автомобиля два больших цилиндра с каждой стороны, напоминающие ось мясорубки. Толстые алюминиевые цилиндры снабдили винтом, который взаимодействует с окружающей средой.

Экспериментальный шнекороторный вездеход ШН-67/68 "Шнек" был готов в 1967 году. На его базе в 1972 году построен мощный аппарат ЗИЛ-4904, который долгое время был засекречен. Ответственным за проект стал ведущий конструктор Селезнев.

Сухопутный корабль

Шнеки работают точно так же, как корабельный гребной винт, толкая транспортное средство вперед. Собственно, так и выглядели ранние гребные винты Архимеда на кораблях.

По своей сути шнекоход – это и есть сухопутное судно. Благодаря большой площади опоры и герметичной конструкции он словно плывет по земле. Это одно из его главных преимуществ, так как позволяет создавать вездеходы большой грузоподъемности.

В задачи необычного ЗИЛа входило не только добраться до космонавтов, спустившихся на Землю. Но и забрать с собой космическую технику. Однако для этого требуется мощная силовая установка, расходующая много горючего.

Шнеки вращаются вокруг своей оси, приводимые в движение индивидуальным двигателем, в противоположных направлениях друг к другу, чтобы противодействовать боковым силам и создавать поступательное движение. Поворот осуществляется, как в танке – один шнек работает, второй притормаживает.

Технические характеристики

Главным элементом конструкции ЗИЛ-4904 являются 2 шнека. Они изготовлены из алюминиевого сплава марки Амг-61, имеют 6 м в длину и 1,5 м в диаметре. Так как они полые внутри, то сохраняют плавучесть на воде.

Каждый из шнеков приводился в движение собственным мотором ЗИЛ-375 V-8 мощностью 180 л.с. Этого достаточно, чтобы ехать по болоту на скорости 7,3 км/ч, по воде – 10,5 км/ч, по снегу – 16 км/ч. Максимальная скорость по грунту составляла 30 км/час.

Масса и габариты:

  • масса вездехода – 7 т;
  • грузоподъемность – 2,5 т;
  • длина – 8 м;
  • ширина – 3,6 м;
  • высота – 3,5 м.

Тупиковый путь

Изначально шнекоходы казались весьма перспективным транспортным средством. Их планировалось широко использовать для разведки недр, в поисково-спасательных миссиях, для доставки вахтовиков, освоения Крайнего Севера.

Однако испытания выявили ряд недостатков. Прежде всего, машина получается тяжелой, сложной и дорогой. К тому же медленной, прожорливой и шумной. Из-за отсутствия подвески люди и узлы конструкции подвержены тряске и вибрации.

Кроме того, шнеки не только напоминают мясорубку, но и действуют соответственно. Они перемалывают поверхность, по которой едут. Ломают асфальт и грунтовую дорогу, перерубают корни растений, уничтожают тонкий слой почвы, которая в холодных условиях восстанавливается очень долго.

Большому ЗИЛ-4904 не нашли гражданского применения. Единственный сохранившийся экземпляр хранится в Военно-техническом музее городского округа Черноголовка. Однако идеи и технические наработки пригодились при создании более легкого и компактного шнекохода ЗИЛ-29061 (на фото), используемого и поныне.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Вы знали о существовании шнекоходов?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.