Обман длиною в столетия. Авторское исследование истории Таро

Этим заблуждением заполнены все ресурсы мировой паутины. С этим мифом о картах Таро первым делом сталкивается любой новичок, решивший освоить мастерство предсказания с их помощью.

Он звучит так: карты Таро пришли к нам из глубокой древности. Сами жрецы Египта, нет –нет, да баловались предсказаниями судьбы с помощью символических рисунков. Да что там! Они зашифровали в картах древние знания, которые открываются только достигшим дзена адептам.

Однако ни одни археологические раскопки, ни какие–либо письменные свидетельства не подтверждают ничего подобного.

И тут начинается самое интересное. Мистификаторы всех времен выходят на арену истории. В этой статье вы найдете попытку найти правду о Таро.

Вековая путаница

Происхождение Таро туманно и тесно связано с историей карт вообще. Первые упоминания о картах в Европе, и то игральных, датируются XIV веком. В 1367 году в швейцарском городе Берн муниципалитет запретил игральные карты, как предмет дьявольский, развращающий умы. В России игра в карты вообще наказывалась клеймением и вырыванием ноздрей.

Установить точную дату, когда карты попали в Европу, историки не могут, но сходятся в одном: карты пришли с Востока, где карточной игрой скрашивали свой досуг китайцы, арабы и индусы еще с XII века. Известно, что турецкие моряки играли колодой карт, очень напоминающей прообраз современного Таро. В колоду входили Старшие Арканы в количестве 22 и Младшие – 56 штук, которые делились на масти.

К середине XVI века церковь «потеплела» к картам и аристократические круги взяли в моду иметь колоды ручной работы и, конечно, играть в картишки. Но гадание на Таро в эти времена не подтверждается никаким документами.

Об истории именно карт Таро принято говорить с появлением колоды «Висконти-Сфорца», которую относят к 1450 годам. Миланский герцог Филиппо Мария Висконти и его зять Франческо Сфорца заказали карты по случаю бракосочетания будущего герцога. Но этими карами не играли, и тем более на них не предсказывали! На большинстве карт «Висконти—Сфорца» имеются дырки, говорящие о том, что карты когда-то карты вешались на стену для обозрения, как картины. На них нет никаких таинственных символов, зато много геральдики и сцен из Писания.

Таро герцогов (Сфорца и Висконти) можно увидеть и сегодня: 35 карт хранятся в Библиотеке Моргана (Нью-Йорк), 26 карт — в Академии Каррара (Бергамо, Италия) и 13 карт — в частной коллекции семьи Коллеони, тоже в Бергамо. Всего колода насчитывает 270 экземпляров и интересно, что таких изображений, как Башни и Дьявол ни в одной колоде «Висконти—Сфорца» просто нет.

Игра, картины или мистика?

К середине XV века появляются Тарокки Мантеньи, отражающие символику эпохи Ренессанса. Исследователи истории Таро приписывают этой колоде языческие и неоплатонические идеи, которые, якобы, нашли отражение в изображениях на картах. Но в Тарокки нет мастей, и по мнению историков, они иллюстрируют идею мирового порядка феодального социума. Они служили в образовательных целях, наглядно описывая античные образы и тем, каким должен быть образ жизни человека времен Возрождения. Однако приверженцы мистической истории Таро упорно настаивают, что Тарокки Мантеньи полны зашифрованных секретных символов, относящихся к платоновским мистериям, существование которых также ставится под сомнения историками.

Опустим историю с марсельским Таро. Она почти повторяет предыдущие.

Когда же люди стали гадать на картах? Если посмотреть картины живописцев разных эпох, мы видим гадалок и игроков в карты. Гадалки предсказывают вплоть до XVIII века исключительно по руке. И только вспыхнувший в середине столетия интерес высшего общества ко всему загадочному и мистическому наделят карты запредельной силой знать будущее. Необыкновенный талант мадам Ленорман вводит ее в мировую историю, как гадалку всех времен и народов, но ее карты вовсе не похожи на Таро.

Ищите, кому выгодно

Волнующие времена научных открытий, новых земель, переустройства обществ и революций выводят на первый план шарлатанов и магов, которые с большим успехом «разводят» знать «на бабки».

Среди них встречаются и серьезные ученые. Например, французский мыслитель, оккультист, масон и астролог Антуан Кур де Жебелен. Именно ему мы обязаны утверждением, что Таро происходят из Древнего Египта. Эту версию он изложил в своем трактате «Первобытный мир». С тех пор и начался отчет оккультного отношения к системе карт Таро.

Первым тарологом, который стал зарабатывать себе на жизнь гаданием стал, человек из низов, известный под именем Жан Батист Этейла. Он подхватил идеи Жебелена как знамя, и «продвинул в века» и за пределы просвещенной Европы.

Русский художник Алексей Венецианов в 1898 году пишет картину «Гадание на картах», чем официально подтверждает факт: XIX век - это время, когда прорицать начали на картах игральных.

Но всем мистикам дал фору инженер по образованию, сын пивовара, черный маг, английский поэт и член всяческих всевозможных тайных обществ…

Мистик на все времена и его загадочная книга

Сатанист, Зверь 666, курильщик опиума, который помогает ему познать тайны бытия, аббат собственного аббатства - так описывал сам себя, не стесняясь в выражениях, Алистер Кроули. Он хорошо понимал, что такое «маркетинг» и умел себя выгодно подать и продать.

Проглотив трактат де Жебелена, Кроули реанимировал его идею об египетской родословной карт Таро. Надо отметить, что начало XX века восходит под звездой глобальных археологических открытий. Найдена гробница Тутанхамона, миру предстали ранее неведомые вещи. Искусство, культура на подъеме, в моду входят египетские вещи, символы, стиль. В эпоху модерна оккультные общества множатся как грибы после дождя. Все начало века словно пронизано ощущением грядущей катастрофы, между двух Мировых войн.

Кроули прекрасно чувствует время. С его слов нам известно, что во время его поездки с женой Розой в Египет, ей начинают являться видения. Роза входит в контакт с богом Гором, который, собственно, диктует ей свою книгу. Таким образом, на свет появляется «Книга Тота», в которой представлены рисунки карт Таро, созданные лично Кроули и художницей Фридой Харис, с описанием и способом интерпретации символов. Отдадим должное создателям: Таро действительно получились на грани мистики и искусства.

В 1856 году еще один мистик Элифас Леви добавляет к Таро древнееврейские буквы.

А классическое Таро, которое известно всем и с которого принято «начинать обучение», разработали в 1910 году Артур Эдвард Уайт (челн ордена "Золотой Зари", куда входил и Кроули) и Памела Колман-Смит, и тем самым обогатили мир. Издал карты Уильям Райдер. Таким образом, они получили двойное имя: Таро Райдера –Уайта.

Споры не утихают

Итак, карты Таро, в том виде, в котором они известны нам сейчас, появились не раньше конца XIX столетия. Они не имеют никакой древней истории сами по себе, но, конечно, являются плодом мысли многих людей разных эпох. Однако заблуждения о Таро так сильны, что сторонники мистической теории приводят в качестве доказательства карту Шута (Джокер). Они считают, что это «уцелевший козырь» давних времен, который перешел в игральные карты. Однако факты отрицают эту версию: Джокер в игральных картах появился только в 1857 году в США и использовался как «свободная карта» в покере.

Сегодня Таро – это еще не только мантическая (гадательная) и образная система, это еще и искусство иллюстрации. Колоды коллекционируют как раритетные вещи. В связи с этим интересно, что же скажут историки и археологи будущего, если обнаружат карты Таро?

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Считаете ли вы, что карты Таро имеют древнюю историю?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 5
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.