Мэйсон, Круз и СиСи до сих пор не забыты: авторитетное британское издание рассказало, почему россияне полюбили знаменитую "Санта-Барбару"

Спустя несколько недель после развала Советского Союза Россию охватило явление под названием «Санта-Барбара». Несмотря на высокий рост преступности, политический коллапс, нищету и безработицу, миллионы граждан не упускали ни одной серии полюбившейся мыльной оперы. Отели, бары, рестораны и даже небольшие города переименовывали в Санта-Барбару. Люди называли детей и домашних питомцев в честь главных героев фильма. Почему же сериал стал настолько популярным? Известное британское издание The Telegraph поделилось с миром своим видением этой ситуации. Предлагаем узнать об этом подробней.

Первый показ

Первая серия мыльной оперы была показана в четверг, 2 января 1992 года на федеральном канале РТР. Она произвела неизгладимое впечатление, сформировав особое мнение о капитализме у россиян.

Исследование реакции россиян

Исландский художник Рагнар Кьяртанссон, славящийся в странах Европы и в Америке своими шокирующими перформансами, в новой работе взялся исследовать эмоциональное и психологическое влияние сериала на Россию. С помощью российских актеров и при поддержке продюсерской компании на протяжении пяти месяцев в центре современного искусства Москвы он решил переснимать по одной серии «Санты-Барбары» на русском языке.

Здесь идет строительство декораций, будут привезены камеры, генераторы тумана, костюмы и т. д, но не для того, чтобы просто воссоздать сериал. Главная цель – узнать, какие эмоции он вызывает и как телевидение того времени помогло сформировать Россию, которую мы видим сегодня.

Провал в Америке

Причина, по которой американская мыльная опера, рассказывающая о жизни двух богатых семейств, ненавидящих друг друга - Кепвеллов и Локриджей, стала популярной в России, не столь очевидна для западной публики. Что говорить, великолепной актерской игры здесь не было, диалоги были неестественными, а сценарий топорным. Американская сеть «Эн-би-си» (NBC), демонстрировавшая сериал, спустя девять лет показа сняла его с эфира в 1993 году из-за резко упавших рейтингов. Стоит ли говорить, что в Америке никто не был расстроен этим фактом.

Мнение россиян

А вот в России мыльная опера стала возможностью убежать от реальности и вызывала желание подражать. Михаил Иоссель, родившийся в Ленинграде, в своей работе о феномене «Санта-Барбары» пишет: «Обычные люди старшего поколения, которые в один момент потеряли средства, накопленные за всю жизнь, были, мягко говоря, дезориентированы. В их жизни осталось всего несколько успокаивающих моментов, «Санта-Барбара» была одним из них и точно самым красивым и оптимистичным».

Иоссель также отмечает, что люди увидели абсолютно другую жизнь: мужчины не пили до белой горячки, не мочились в подворотнях, уважительно относились к женщинам. Здесь никто не голодал, а температура никогда не опускалась ниже 30 °С тепла. Бабушки выглядели ухоженно, не жаловались на здоровье и продолжали наслаждаться жизнью. «Что самое привлекательное в «Санта-Барбаре», никто и никогда даже мимолетом не упоминал о России», - говорит Иоссель.

Как рушились российские устои

Какой бы величественной ни казалась Россия, но она потерпела поражение в ходе многолетней холодной войны. В ее истории это стало одним из самых унизительных моментов. Люди внезапно увидели, что вопреки тому, во что их заставляли поверить, Америка шла в верном направлении. По некоторым данным, президент Ельцин консультировался с американскими экономистами, когда составлял план денежной реформы. В результате она полностью разрушила устоявшуюся систему и положила начало приватизации и капитализму свободного рынка.

Не имея другой информации, россияне смотрели сериал в надежде, что их жизнь изменится и они превратятся в полюбившихся им уверенных в себе героев «Санта-Барбары», обретут возможность быть собой, заниматься любимыми делами и реализовывать свои мечты. К слову, одна из причин, по которой россияне симпатизируют Дональду Трампу, в том, что он ассоциируется с персонажем мыльной оперы.

Русская версия

«Мы ждем, что обновленный первый сезон станет не только популярным, но даже культовым», - говорит художественный руководитель арт-пространства площадью в 40 000 кв. м. Франческо Манакорда. Именно здесь, в строящемся центре на берегу Москвы-реки Кьяртанссон отснимет свою версию «Санта-Барбары». Этот сериал оказал огромное влияние на русскую душу, поэтому Рагнар надеется, что зрители вновь переживут такие же эмоции и мысленно вернутся в прошлое.

Кастинг на участие в проекте еще не состоялся. Строящийся центр общей стоимостью 17,9 млрд руб. будет расположен на территории бывшей электростанции. Его архитектором стал Ренцо Пиано, который работал над проектом лондонского небоскреба «Осколок» и парижским центром Помпиду, он также является создателем многих других культурных достопримечательностей. Кьяртанссон начнет снимать сериал с 217-й американской серии, но 1-й, показанной в России. Весь сериал насчитывал около 2 000 серий, последняя из которых была показана в 2002 году.

«Я люблю Россию, - говорит Кьяртанссон. - Впервые я побывал здесь в 1997 году и влюбился в эту атмосферу общего безумия. Все вокруг казалось таким сумасшедшим. В следующий раз я приехал в Россию вначале 2000-х и был поражен произошедшими изменениями, хаос сменился стабильностью, общество разделилось на несколько социальных слоев, уже не было только богатых или только бедных. Я также обнаружил, что у меня сложилось неправильное впечатление о стране. Люди на Западе слишком упрощают свое мнение, рассуждая о России, в этом нам следует быть аккуратнее. Поэтому я не хочу прийти на съемочную площадку и заявить, что будет так, как я сказал. Мы хотим, чтобы наш перформанс работал, а не смешил людей.

Расчеты на будущее

Новая «Санта-Барбара» Кьяртанссона должна напомнить телезрителям о тех обещаниях и надеждах, которые у них были, когда им навязали идею капитализма, и которые, по сути, так и не были воплощены. Бесспорно, самые крайние формы бедности канули в Лету, но социальные и экономические проблемы остались. Поэтому молодое поколение стремится к реформам и расширению мирового сотрудничества. Возможно, как предположил Михаил Иоссель в послесловии своего эссе, пришло время возродить дух «Санта-Барбары».

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы хотели бы увидеть новую русскую "Санта-Барбару"?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 5
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.