"Битлы перестройки": как неравнодушные ведущие "Взгляда" совершили революцию

В конце 80-х советскому телевидению срочно требовалась перезагрузка, а именно что-то новое, что позволяло бы говорить о гласности и свободе. Нечто похожее пытались внедрить многим раньше, но идея того, что ведущие отойдут от строгих правил программы и добавят возможность общаться более понятным языком, по душе не пришлась. По факту же программа “Взгляд” совершила настоящую революцию, впервые выйдя в эфир в 1987 году: зрители дождались не только живого диалога, обсуждения социальных и политических проблем, но и первых западных видеоклипов.

Найти путь к зрительским сердцам

До этого времени иностранная музыка была почти что под запретом, по крайней мере, на телевидении. Четверо авторов, в числе которых были Кира Прошутинская и Эдуард Сагалаев, придумали формат новой передачи, но зрители запомнили больше амбициозных ведущих. Среди них оказались Александр Любимов и Влад Листьев, ставшие впоследствии настоящими кумирами экрана и народными любимцами. Как вспоминал Сагалаев, никто не ожидал, какого результата добьется “Вечерняя программа для молодежи” (первоначальное название), но она стала тем выстрелом, который требовался для формирования нового телевидения: “Мы выходили в эфир в пятницу. По вечерам весь советский народ ждал у телевизора заставки нашей программы. Было установлено, что в это время снижалась преступность”.

Битлы перестройки

Ведущим удалось невозможное, причем за короткий промежуток времени – разбавить нейтральный, выверенный формат новостей чем-то живым и актуальным. Работала и обратная связь: редакцию заваливали мешками писем, звонили в студию. Зрители делились своими проблемами и советовали тему для будущего выпуска. А ведущие шагнули дальше – из строгих профессионалов с четкой дикцией они превратились в экранных товарищей, открыто ведя беседу со зрителем.

Тем для разговоров в это время было предостаточно: от актуальной аварии на АЭС в Чернобыле до сталинских репрессий, все еще находящих отклик в жизнях граждан. Приятным бонусом становилось появление лидеров музыкальных коллективов “Алиса” и “Аквариум”, которые стали еще ближе к публике, рассказывая о своем творчестве.

Пилотный выпуск тоже сумел оставить след в истории программы и задать тон. Так, ведущие обратились к публике с просьбой придумать название, а зрители впервые начали осознавать, что их мнением интересуются. Отныне “Взгляд” превратился в нестандартный, многогранный и необычный телевизионный проект.

Все дело в ведущих

На всем протяжении успеха “Взгляда” менялись дикторы: Олег Вакуловский, Александр Политковский, Владимир Мукусев, Игорь Кириллов, Иван Демидов и другие. И каждый старался следовать основной идее передачи – быть максимально искренним со зрителем, рассуждать о проблемах так, словно тебя лично это волнует. Возможно, именно подобное помогло “Взгляду” попасть в Книгу рекордов Гиннесса с рекордной отметкой в 180 миллионов зрителей.

Имена ведущих надолго сохранились в истории телевидения. Эти люди открывали другие, забытые сегодня передачи. И каждый нес коллективную ответственность в идее сохранения “Взгляда”, который многим не нравился.

Существенные испытания программа переживала не раз. Так, в 90-х руководство отошло к созданной Листьевым компании “ВИД”, а сам “Взгляд” стал намного острее в обсуждении политики. Специальный выпуск, приуроченный к Новому году, сняли с эфира, а неделей позже и вовсе закрыли программу.

Новый формат, проблемы старые

В начале 90-х программа “досталась” Александру Любимову. Политическая составляющая новостей по-прежнему сохранялась, но было понятно, что обсуждать политику и чиновников дело опасное. По воспоминаниям Любимова, он лично договаривался с тогдашним президентом Ельциным, чтобы программу оставили в эфире, обещая взамен сосредоточиться на культурной стороне передачи. Сменилось и название – во “Взгляде-2” открыто говорилось, что политика не обсуждается. Вместо этого в эфир приходили разные гости и рассказывали, как им живется в трудное время и что можно сделать для улучшения ситуации. Передача превратилась в народную, а зрители впервые увидели Сергея Бодрова-младшего, пусть и в роли ведущего, готового к обсуждению. Он продолжал поднимать темы войны и безработицы и вплоть до конца столетия сохранял надежду на честность, открытость и прогресс телевидения.

В 2000-м “Взгляд” продолжал избегать ноток шоу, не допуская, чтобы программа превращалась во что-то исключительно развлекательное, а следовательно, “подставное”. Активно искали нового ведущего, но мало кто мог заменить старых дикторов. В итоге руководством было принято решение о закрытии передачи.

Воспоминания – на полках

Когда программу пытались закрыть, ее авторы вели эфир из Риги и подпольно записывали выпуски на кассеты, чтобы они могли разойтись в народ. Сегодня остается вспоминать, какими искренними и трогательными получались некоторые выпуски, на многие годы оставшиеся в сердцах зрителей.

Например, сюжет о Петре Малышеве, забравшим со скотобойни больную лошадь и спасший таким образом ей жизнь. Герой сюжета просто любил животных. Молодой человек выходил лошадь и поселил ее у себя дома.

Или история о духовом оркестре в стенах детского дома, когда один из воспитанников исполнил “Прекрасное далеко”, ставшее гимном детства, вызвав шквал слез у публики. С выходом сюжета в эфир из детских домов стали чаще забирать сирот.

Так, простые истории умели донести до зрителя всю боль и естественность и, конечно, не могли остаться незамеченными, давая пусть и слабую, но надежду, что каждый зритель после эфира встанет с кресла и совершит какой-нибудь полезный, общественно значимый поступок.

Несовершенство системы не скрывали

Не только политика и житейские проблемы становились темой для сюжетов, но и спортивные мероприятия, которые открывали оборотную сторону, о которой никто не догадывался. Например, съемочная группа “Взгляда” узнала, что олимпийская сборная располагает единственным телефоном, с которого можно связаться с родными, а именитые хоккеисты записываются в очередь, чтобы получить выходной. Вячеслав Фетисов и Игорь Численко с грустью рассказывали, что боятся жизни после завершения карьеры, вынужденные устроиться работать на завод. Нет, это не казалось постыдным, просто освящать столь трепещущие вопросы до этого считалось неэтичным.

“Взгляд” мог обратить внимание на любую социальную проблему, и после эфира что-то действительно начинало меняться, будь то публичное сжигание Марком Захаровым своего партийного билета, открытие сбора на восстановление храма или народное голосование во имя спасения фильма Алексея Учителя “Рок”.

Враждебности нет

Без всякой “холодной” отсылки обсуждалась и жизнь на Западе. Вернее, показывалась советскому зрителю. Здесь не было ни враждебности, ни ревности, ни зависти. Сюжеты посвящались жизни у океана в целом. Советским домохозяйкам хотелось, в частности, посмотреть, из чего состоит завтрак в Америке. А еще это были вопросы заработка, богатства и нищеты в сравнении с реальностью, в которой жила тогда наша страна, когда был продуктовый дефицит с карточками и талонами, а за мандаринами к Новому году ездили в Москву.

Телевидение, которого нет

Все, что сегодня остается, – воспоминания, а найти первые выпуски “Взгляда” в Интернете только за радость истинным поклонникам передачи, которые еще остались в наше время. Тогда передачу отличали неравнодушные ведущие, всегда занимавшиеся проблемами своей страны. Это казалось настоящим прорывом с возможностью открыто говорить о проблемах, не боясь быть понятым не так. Как считают сами зрители, в советские годы “Взгляд” олицетворял стремление к свободе, а сегодня телевидение давно превратилось в инструмент пропаганды.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы помните передачу “Взгляд”? Считаете ее основоположником нового формата телевидения?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.