На онлайн-платформах доступны все серии сериала-катастрофы "Челюскин. Первые". Быстрое развитие событий, смешение жанров и красивая картинка (созданная, разумеется, не без помощи спецэффектов) быстро подняли планку зрительского интереса. Впрочем, не обошлось и без огрехов.
История или вымысел
Сериал "Челюскин" вызывает интерес своей заявленной исторической темой, но в реальности с трудом можно назвать его хотя бы отдаленно точным в плане исторической достоверности. Создатели картины позиционируют ее как эпическое приключение, в котором смешиваются элементы исторической драмы и мистики. Она представлена зрителям как "арктический триллер", но при этом о реальных событиях, связанных с экспедицией на борту "Челюскина", по сути, почти не рассказывается. В этом контексте кажется, что большее внимание уделено созданию фантастических и мистических сюжетных поворотов, чем точному воспроизведению событий, произошедших в 1934 году.
Главная цель авторов, судя по всему, заключалась не в том, чтобы воссоздать реальную историю, а в том, чтобы рассказать зрителям историю, которая будет одновременно захватывающей и необычной. В наше время зрелищные элементы, мистические события и привнесение магии способны привлечь внимание гораздо больше, чем сухие исторические факты.

Шаман и его роль
С первых серий зрителю показывают не героев из числа экипажа "Челюскина" или даже членов советской экспедиции... а шамана, живущего на берегах Берингова пролива. История развивается в 1934 году, но место действия никак не связано с судном, которое переживает катастрофу. Шаман обнаруживает, что некий злой дух вновь пробудился и готов расправиться с людьми, и дух этот каким-то образом связан с китами, которых якобы активно уничтожают русские в последние годы. Появляется магический элемент, который становится неотъемлемой частью сюжета. Дух выходит из глубин, чтобы отомстить, и эта мистическая сила решает, что "Челюскин" должен потонуть. Чем не откровенно вымышленный элемент? Но именно он завлекает зрителя, создавая атмосферу таинственности.

Воздействие магии
Злые силы в "Челюскине" становятся действующими лицами, которые вмешиваются в судьбы людей. Само путешествие через арктические просторы, выживание, преодоление трудностей оказывается вторичным по сравнению с духовными, мистическими переживаниями главных героев. Это сочетание исторического контекста и магического воздействия на людей — совершенно странный и нелепый подход. Ситуация с шаманом, который вмешивается в катастрофу, выглядит как чуждый элемент, просто вставленный ради привлечения внимания. По сути, мистическая линия и вовсе не имеет логического объяснения в рамках реалистичной картины, а лишь добавляет хаоса и нелепых поворотов.

В духе голливудской мелодрамы
Сюжет, который нам предлагают авторы, не ограничивается лишь мистикой. В нем также присутствуют элементы, которые отдают духом голливудской мелодрамы, в частности любовь и отношения на фоне гибели всего корабля. Корабль уже несколько месяцев дрейфует по океану, в момент трагедии на борту царит своего рода праздничная атмосфера. Пьянки, веселье, танцы, и все это на фоне реальной угрозы кораблекрушения. Но вместо того чтобы сосредоточиться на серьезных переживаниях людей в условиях полярной зимы, авторы превращают происходящее в картину, полную мелодраматичных сцен, очень похожих на "Титаник". Эти сцены имеют явную эмоциональную нагрузку, но по своей сути являются почти идентичными тем, что были в фильме Кэмерона.

Немного "Титаника"
Например, любовь между двумя героями явно навеяна образами Джека и Розы. Эти герои бегают по кораблю, обсуждают свои чувства, но при этом совершенно не думают о реальной угрозе. Проблема в том, что их истории затягиваются в бесконечные сцены, не имеющие отношения к самой катастрофе. Когда же корабль начинает тонуть, их мелодраматическая линия продолжает тянуть за собой неуместные сцены.

Абсурдность в погоне за эмоциями
К сожалению, с момента крушения "Челюскина" сценаристы совершенно потеряли нить реалистичного повествования. Вместо того чтобы сконцентрироваться на реальном выживании в условиях полярной зимы, в сериале начинается череда странных и нелепых сюжетных поворотов. Так, когда корабль начинает затапливать, одна из героинь все равно продолжает собирать вещи в чемодан. Во время эвакуации по кораблю бегает механик, спасая чужих детей, а зрителю должны показать, что он герой. Моменты, которые можно было бы заполнить более значимыми и драматичными событиями, превращаются в комичные. Вместо картины о том, как люди сражаются за жизнь в ледяной пустыне, нас затягивает в мир абсурдных поступков и нелепых ситуаций.

Выживание на "Челюскине" не только беготня по тонущему кораблю. По сюжету "челюскинцы" выживают после крушения, но вместо того чтобы изображать их борьбу с природой, сценаристы переносят внимание на бесконечные флэшбеки, где они вспоминают о своей личной жизни и взаимоотношениях с коллегами. Эти флэшбеки, порой появляющиеся буквально через несколько секунд у разных персонажей, становятся раздражающим элементом, отнимающим внимание от того, что действительно происходит. Порой такие сцены выглядят абсолютно нелепо. На момент катастрофы этих воспоминаний становится слишком много, и весь контекст теряется. Сложно понять, почему воспоминания о прошлом так сильно важны, когда на кону жизнь. Почему бы не дать героям немного времени для того, чтобы просто бороться за выживание?

Искажение истории
Историческая достоверность оставляет желать лучшего. Самое странное в "Челюскине" — это отсутствие подтвержденных данных о том, что происходило на самом деле. Мало того что события и так сильно искажены, так еще и про сам лагерь, в котором оказались "челюскинцы", сохранилось очень мало информации. В основном это воспоминания выживших и архивные записи. Однако ни в одном источнике нет точных сведений о том, что именно происходило в лагере. Порой это является даже благом для сценаристов, которые могут придумать практически любые события, не опасаясь уличения в несоответствии реальности. Но в итоге этот недостаток фактов приводит к созданию совершенно нелепых сюжетных поворотов.
В сериале появляется девочка, которая сбегает из лагеря, и сразу же становится ясно, что эта сцена — попытка добавить драматизма. Но в реальности такой побег, скорее всего, был бы невозможен. На момент событий в лагере никто не уходил без ведома других участников экспедиции, и это подрывает достоверность всей картины. Добавление бунтов среди матросов и нелепых философских диалогов только усиливает ощущение, что сериал не история о реальных людях, а скорее набор штампов и сцен, привнесенных для того, чтобы удержать внимание зрителя.

Смешение жанров
"Челюскина" сложно отнести к одному жанру. Это попытка смешать историческую драму с элементами катастрофы и мистики. В сериале есть эпичные сцены крушения корабля, снятые с использованием CGI, которые по задумке должны создать атмосферу настоящего апокалипсиса. Но они теряются на фоне странных поворотов сюжета, включающих шаманов, злобных духов и тайные любовные связи. Получается довольно странное сочетание: фильм, который не может определиться, хочет ли он быть исторической драмой или фантастическим приключением.

Тем не менее, хотя сериал действительно пытается передать дух 30-х годов, а также достаточно реалистично изображает суровые условия Арктики, магия и мистицизм, добавленные сценаристами, заставляют зрителя терять интерес. Зрелищность, конечно, присутствует, но все это выглядит неестественно и натянуто.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание