От запуска Airbnb до появления путешественников-инфлюенсеров: как изменились путешествия за последнее десятилетие

Мир вокруг нас трансформируется непрерывно. Не верится, но еще 10 лет назад не у всех были мобильные телефоны. Да и те простенькие аппараты стоили дороже нынешних смартфонов. Отрасль туризма более консервативная, но и здесь произошло несколько революций, изменивших саму концепцию ведения бизнеса.

Путешествия и технологии

Технологии меняют мир до неузнаваемости. В том числе в, казалось бы, отвлеченной от передовой науки сфере туризма. Если раньше в другие страны отдыхать мы ездили по путевкам и обращались за этим в турфирмы, то сегодня мы видим банкротство старейшей и уважаемой туристической компании «Томас Кук».

А причина тому – интернет, позволяющий арендовать жилье напрямую, минуя удобных, но дорогих посредников. Как итог, появление таких сервисов, как Airbnb, Booking.com и других, аккумулирующих предложения частных лиц и отельеров со всего мира в одном месте.

Никто не гонит в шею

Теперь мне, обычному гражданину, достаточно зайти на сайт-агрегатор и не спеша вдумчиво выбрать жилье для отпуска своей мечты. Прежде чем сделать выбор, я могу посмотреть фотографии отеля или арендного жилья, видео, оценить объем предоставляемых услуг, почитать отзывы, изучить достопримечательности в округе.

Это поможет не только определиться с ценой за жилье, но и спрогнозировать расходы на увеселительные мероприятия, отдых, еду, аренду автомобиля, велосипеда, спортивного инвентаря. Оценить, какие магазины есть в округе и что я могу прикупить из вещей, аксессуаров, сувениров и прочее.

Сняли поводок

Как раньше проходила поездка за границу? Турфирма собирала группу и организованно везла людей в турне или на курорт. Я вынужден был придерживаться графика отеля и туроператора. Отлучился – пропустил завтрак, обед или запланированную экскурсию.

Сегодня наблюдается противоположная тенденция - число самостоятельных туристов не просто возросло, а уже влияет на сам рынок туруслуг. У туристических операторов становится меньше клиентов, они разорятся. Зато сами путешественники получили долгожданную свободу. Они просто арендуют жилье для сна и отдыха, кушают где и когда хотят, ходят на экскурсии и развлекаются по своему личному графику. Мы перестали быть привязанными к путевкам.

Отдых подешевел

Туроператор при организации отдыха, помимо оплаты услуг принимающей стороны, берет часть денег себе за оказание услуги. Причем это существенная часть. Отдыхая самостоятельно, я экономлю эти средства.

Кроме того, у меня появляется гораздо больший выбор жилья, как арендного, так и отелей. Ведь турфирмы, как правило, сотрудничали с определенными гостиницами. Многие другие варианты были недоступны. Теперь я могу подобрать более дешевый вариант, или с большим набором услуг, оценить репутацию заведения.

Феномен Airbnb и Booking.com

Поначалу идея собрать в одном месте представителей отельного бизнеса, арендодателей и их потенциальных клиентов казалась невыполнимой. Вынесем за скобки техническую сторону дела: создание информационной платформы, наполнение актуальной информацией и визуальным фотоматериалом, организация платежной системы. Казалось, никто не согласится участвовать в этой авантюре.

У отелей была налажена своя система привлечения клиентов. Как правило, крупные сети имели контракты с туроператорами, надежными и понятными, с которыми можно связаться, решить вопросы. А кто такой виртуальный пользователь Сети? Как взаимодействовать с эфемерными персонажами, которые не дают четких гарантий, не вносят предоплату.

Когда 11 лет назад впервые запустился хостинг Airbnb, имевший незапоминающееся название Airbedandbreakfast.com, количество потенциальных туристов составляло 800 человек, а арендодателей было всего 80. Сегодня число предложений превышает 6 миллионов, а сервис охватывает буквально весь мир, кроме Антарктиды.

Расстояния становятся ближе

Кто мог представить еще 10 лет назад, что поездка на поезде станет дороже авиаперелета? Конечно, пригородные электрички все еще стоят копейки за счет субсидий государства. Но когда речь заходит о поездах дальнего следования или международных перевозках, все меняется.

Специалисты подсчитали, что никогда в истории человечества полеты не стоили так дешево, как сейчас. Появление лоукостов изменило авиационный рынок. У людей появилась возможность, жертвуя некоторым комфортом, летать дешево. Иногда на скидках перелет с одной столицы в другую стоит меньше 10 долларов (600 рублей).

В России также есть бюджетная авиакомпания «Победа», составляющая заметную конкуренцию другим видам транспорта. Например, билет из Москвы в Улан-Удэ (Бурятия) стоит 5100 рублей. Стоимость проезда на самом медленном из поездов по этому маршруту стартует от 5580 рублей, а путь занимает 4 суток. Цены на поездки по Европе и вовсе могут отличаться в 1,5-2 раза в пользу авиатранспорта.

Появление авторитетов

С развитием социальных сетей люди по-другому стали воспринимать информацию. Появились так называемые авторитеты – активные пользователи сети, которые на собственном опыте описывают те либо иные вещи, услуги, события. К их мнению возникает больше доверия, чем к ангажированной журналистами или рекламной информации.

Есть такие гуру и в сфере туризма. Путешественники-инфлюенсеры ездят по миру, посещают достопримечательности, останавливаются в отелях, общаются с местными жителями и подробно освещают приключения в соцсетях. Обычные люди с удовольствие читают данные репортажи, ведь мало у кого есть возможность кататься по миру. И когда они видят что-то особенно для них интересное, думают: «Хочу сюда!»

В результате часть людей при планировании отпуска ориентируются на эти блоги. Таким образом, сами блогеры, которых много в «Инстаграмм», «Фейсбуке», «ВКонтакте», «Ютубе», «Одноклассниках» и прочих интернет-ресурсах выступают в роли рекламных агентов, активно влияя на туристический рынок.

Сила пяти звезд

Если какой-то отель, музей, развлекательное заведение, ресторан не дорабатывают, скрыть это не получится. В силу вступают репутационные звезды и лайки, которые пользователи интернета любят ставить на профильных сайтах.

Одними из крупнейших становятся поисковики, такие как американский Google или российский «Яндекс». Они аккумулируют гигантский объем информации, на который сложно повлиять проплаченными отзывами. Если открыть ту же карту Google, то на ней можно не только найти точное местоположение отеля или достопримечательности, но и увидеть его рейтинг. Чем он больше, тем лучше.

Возросшие риски

Туроператоры хороши тем, что они знают свой рынок досконально. Если пользоваться их услугами, риск испортить отдых достаточно низок. В конце концов, к ним можно предъявить претензию и отсудить часть денег.

При самостоятельном планировании путешествия вполне реально наткнуться на мошенников, фейковых арендаторов, недобросовестных отельеров. Не редки случаи, когда забронированный номер кем-то уже занят. Финансовые и моральные потери в этом случае никто мне не компенсирует.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А ваш отдых изменился за последние 10 лет?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.