Демон рисования: кем на самом деле был японец, придумавший жанр "манга"

Манга — это японские комиксы, которые еще иногда называют “комику”(コミック). Та форма манги, что существует сейчас, сформировалась после окончания Второй мировой войны. Однако первые упоминания о такого рода комиксах датированы более ранним временем. Кто же был тем “демоном живописи”, который изобрел мангу?

Кто такой Каванабэ Кесай?

Именно с этим именем следует связывать начало истории развития манги. Каванабэ Кесай — японский живописец, гравер, иллюстратор. Годы жизни — 1831-1889 гг. На многих его гравюрах красуется надпись “Седзе Кесай”.

В японской мифологии “седзе” — это существо с голосом ребенка, покрытое красной шерстью и с непреодолимой тягой к вину (чем грешил и сам художник). Что касается слова “кесай”, стоит отметить, что иероглиф “сай” иллюстратор позаимствовал из фамилии известного японского мастера укие-э Хокусая, с которым был знаком. “Ке” можно перевести как “безумный, бурный, несвязный”.

Псевдоним, в котором фигурируют слова “пьяный” и “безумный”, был выбран специально, чтобы снять с себя ответственность за произведения, которые не единожды выводили из себя влиятельных людей. К примеру, на гравюре 1874 года под названием “Школа для привидений № 3” художник изобразил скользких, зеленых демонов, сидящих за партами и одетых в неуклюжую западную одежду. Это была явная насмешка над системой обязательного образования эпохи Мэйдзи, которую правительство приняло два года назад. За это изображение художнику презентовали тюремное заключение плюс 50 ударов плетью. Кстати, Каванабэ Кесая сажали три (по некоторым источникам четыре) раза в тюрьму за карикатуры о действующей власти.

Возрождаясь из пепла

Его современники говорили, что Кесай — самый известный художник XIX века, - оживал только тогда, когда его в прямом смысле слова припирали к стенке. По слухам, к полудню он выпивал три бутылки саке каждый день и только потом занимался творчеством. Каванабэ обычно рисовал демонов и мифических зверей, которых трезвый человек себе вряд ли сможет представить, а использование густых ярких красок делало рисунки восхитительными и до невозможности реалистичными.

Хоть он и любил выпить, но будучи трудоголиком до мозга костей, оставил после себя сотни рисунков, карикатур, эскизов, гравюр и картин. Даже тогда, когда западный модернизм стал проникать в живопись, а множество японских художников утратили свою популярность, Кесай все еще был на высоте. Он умело обыгрывал картины в западном стиле, придавая им классический японский антураж.

Появление манги

Многие исследователи манги считают, что именно Каванабэ Кесай изобрел этот жанр японских комиксов в 1874 году. Его запомнили как мастера-карикатуриста, а если учитывать тот факт, что он умело трансформировал западную продукцию под японские реалии, то такое предположение не лишено смысла.

Некоторые занимательные факты

Легенды и домыслы цепляются за биографию Кесая, как капли влаги на бутылки с саке, которые он держал в руках.

Согласно одной истории, в возрасте девяти лет он нашел в реке отрубленную голову, выловил ее и срисовывал снова и снова, пока его испуганные родители не отобрали у своего чада такое сомнительное развлечение. В душе он был намного старше своих сверстников, и эта скороспелость тянула его исследовать те пути, на которые редко кто хотел ступать.

Во время обучения у художника Маемуры Тувы (начало 1840-х годов) Кесай получил прозвище “шучу гаки”, или “демон живописи”. Это имя он с гордостью носил долгие годы.

Демон во плоти

Всем демонам нужно что-то, над чем можно поработать, и на протяжении большей части карьеры Кесая Япония была его любимой целью. В 1854 году, когда художнику исполнилось 23 года, сегунат Токугавы подписал экономический договор с Америкой. Япония стала открытой для потока западной культуры, денег и технологий. Когда 14 лет спустя реформисты распустили сегунат, процессы индустриализации в Стране восходящего солнца ускорились, а растущие как грибы после дождя фабрики и европейская мода похоронили феодальную систему. Японцам только и оставалось, что рассматривать это развитие со смесью гордости и задумчивости. И только для Каванабэ Кесая эти изменения были на руку.

Он неустанно изображал на своих гравюрах меняющиеся времена, применяя к ним характерный ему юмор. Он рисовал то же, что и другие художники, но только его работы были оригинальными и шли в ногу со временем. Под силу ли такое простому человеку?

Парад демонов

Древняя японская легенда о “Ночном параде ста демонов” вдохновила не одно поколение художников, но лишь единичные экземпляры могут соперничать с работами Кесая в изобретательности и новаторстве.

В своих гравюрах и картинах Каванабэ был особенно искусен в массовых сценах. Он наслаждался тем, что мог собрать на одном полотне демонов, людей и животных. Такие изображения являются воплощением его недовольства японским обществом после 1854 года. В эпоху быстрых перемен царил хаос, казалось, мало кто знал, что происходит, а западная культура тем временем распространялась, как вирус.

Но нет лучшего примера социальной сатиры Кесая, чем свиток хегассен под названием “Туалетная конкуренция”, или "Туалетные бои" (это в цензурном переводе, а не дословном), написанный в 1868 году. Он был исполнен в странном, но явно японском жанре, основанном на грубом и фривольном юморе. Самое интересное в этом свитке то, как Кесай сочетает обычные шутки в ванной с тонкими политическими комментариями. Целью его сатиры стали японцы, которые стремились как можно быстрее стать западными людьми. Они облачались в иностранную одежду, перенимали манеры поведения и культурную продукцию, даже не предполагая, насколько это нелепо смотрится.

Постоянные передряги

Каванабэ Кесай относился к японскому обществу с некоторой долей неприятия, что и доставляло ему серьезные неприятности. Он не хотел быть зависимым от традиций и отдавал предпочтение вольной интерпретации происходящего. Очередной раз он попал в заключение в 1870 году за то, что изобразил акты гомосексуализма между японцами и американцами. По мнению художника, именно это Запад и делал со всей страной.

Eshinbun Nipponchi

В 1874 году Кесай вместе с близким другом Кангаки основал журнал Eshinbun Nipponchi. По мнению многих исследователей, его можно считать первым журналом манги. В этом издании сочеталась серийная форма японского свитка с ведущей английской юмористической публикацией. Правда, журнал оказался невостребованным и после трех выпусков деятельность пришлось свернуть.

Но этот простой и причудливый стиль публикаций вдохновил многих мастеров кисти и красок начала ХХ века. И сегодня можно увидеть целый легион японских комиксов, которые популярны во всем мире. Одно недавнее исследование показало, что манга составляет почти четверть продаж книг в Японии.

Он появился вовремя

Когда гравюра потеряла свое поэтическое своеобразие, Кесай до конца оставался ее единственным архаизатором. В последние годы жизни художник перестал уделять внимание цветной ксилографии, которой прославился в начале своего творческого пути. Он перешел к свитковой полихромной живописи водяными красками и одноцветной тоновой гравюре, которую поистине можно считать прародителем классического японского комикса.

Многим может показаться, что Каванабэ Кесай со своими новаторскими идеями появился раньше своего времени. Он пострадал за сатиру, не единожды был избит за непринятие традиций, но то было действительно его время. Именно тогда и нужно было показать, что глобальная вестернизация — это “туалетные бои”, и в Японии тоже есть множество вещей, которыми может восхищаться мир.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.