Художественные галереи под открытым небом: как уличное искусство преображает сельские виды Австралии

Жители крупных городов давно уже привыкли к многочисленным граффити, покрывающим стены и заборы. Эти образцы стрит-арта резко меняют вид городской среды и вызывают неоднозначное отношение у населения и администрации городов.

Однако современное уличное изобразительное искусство может не только успешно развиваться вдали от урбанистического ландшафта, но и оказаться полезным. Ярким примером тому являются удаленные районы Австралии, которые благодаря произведениям современных художников испытывают в последние годы настоящее преображение.

Трудности сельской Австралии

Жизнь в австралийской глубинке такова, что дом ближайшего соседа может находиться в сотнях километров, а следующего дождя иногда приходится ждать годами. Например, на юго-востоке Австралии несколько последних лет стали для фермеров особенно непростыми: сильные засухи заставляли многих не только распродавать скот, но и навсегда оставить сельские районы.

В итоге местности, которые и ранее не могли похвастаться многолюдностью, испытывают серьезное сокращение населения. Люди уезжают из этих районов, а тем, кто остается, трудно найти средства для поддержания хиреющих скотоводческих и земледельческих хозяйств. Неплохо было бы привлечь туристов, но чем может заинтересовать возможных посетителей жаркая пустынная местность без каких-либо достопримечательностей?

«Нам нужно было оживить город»

Одним из таких исчезающих населенных пунктов был небольшой городок Таллон в Квинсленде, жители которого традиционно заняты овцеводством и выращиванием хлопка и пшеницы.

Пассажирское железнодорожное сообщение со столицей штата – городом Брисбен, находящимся почти в шестистах километрах, - было прекращено еще в 1990 годах, население неуклонно сокращалось, и ныне в Таллоне проживают всего 257 человек. «К 2015 году Таллон был в глубоком кризисе, поэтому мы собрали общественность, чтобы посмотреть, что мы можем сделать, чтобы оживить свой город», – рассказывает секретарь Ассоциации развития Таллона Линн Броснан.

Решено было начать с преобразования городского ландшафта. В местном парке появилась двухметровая статуя вомбата, а четыре башни зернохранилища были украшены росписью.

Как прославить захолустный городок

Картина на зернохранилище под названием «Водопой» принесла Таллону известность. Это внушительное граффити, которое создали художники из Брисбена Джоэл Ферги и Трэвис Винсон, изображает огненный закат над пейзажем, усеянным овцами и радужными попугаями-розеллами. Для его создания потребовались 500 банок аэрозольной краски и 21 день.

Усилия художников оказались не напрасны: «Водопой» был назван лучшим произведением публичного искусства на церемонии открытия фестиваля Australian Street Art Awards в 2019 году. А жители Таллона считают, что для их маленького городка он стал настоящим спасательным кругом.

«Таллон раньше никогда не был туристическим направлением, – вспоминает Броснан. – А сейчас фреска даже побуждает людей специально приехать сюда и, разумеется, потратить несколько долларов в местном пабе. «Водопой» с его буйством цвета и торжеством жизни нравится посетителям, они рассказывают друзьям, и тем тоже становится интересно приехать и фреску своими глазами. Это прибавило нашим жителям оптимизма».

По всей стране

Граффити в Таллоне – это один из тридцати крупноразмерных образцов стрит-арта, появившихся на бункерах зернохранилищ и силосных башен в разных районах Австралии за последние пять лет. Некоторые из них находятся на функционирующих станциях (так здесь именуют крупные скотоводческие фермы – аналоги североамериканских ранчо) и в земледельческих хозяйствах, другие – украшают уже заброшенные объекты.

Эти гигантские картины, разбросанные по территории пяти штатов, образуют своего рода галерею под открытым небом. Протяженность ее, если бы все «экспонаты» были соединены одной трассой, составила бы семь с половиной тысяч километров.

Не всегда эти произведения создаются самими австралийцами. Например, граффити, изображающее представителей четырех поколений фермерской семьи, создано известным британским художником Гвидо ван Хелтеном.

Успех идеи

Мысль о том, что неплохо было бы украсить фермерские хранилища произведениями уличного искусства, появилась в 2015 году в Западной Австралии. Некоммерческая организация FORM пригласила нескольких стрит-арт-художников для оформления бункеров в городке Нортам, лежащем в ста километрах от Перта. Так появились первые рисунки: черно-белые изображения аэростатов и авиаторов начала XX века в сочетании с красочными абстрактными формами.

Эта затея, задуманная как экспериментальный проект по распространению современного искусства в отдаленных районах, имела неожиданный успех. И сельские жители, и художники проявили к ней огромный интерес.

«Мы не задумывали чего-то масштабного, но интерес к идее был так велик, что очень быстро появилась необходимость в скоординированном подходе», – рассказывает Рианна Пеццанити, менеджер проекта Public Silo Trail. В рамках этой программы шесть украшенных произведениями стрит-арта фермерских бункеров для зерна в Западной Австралии были связаны в единую туристическую «тропу».

Начинание быстро распространилось за пределы штата. «Люди в таких местах, как правило, не имеют ни времени, ни возможности для посещения галерей и выставок, – говорит Шон Хоссак, основатель и креативный директор Мельбурнского арт-агентства Juddy Roller. – Поэтому мы стремились создавать такие произведения, которые отражали бы направления изобразительного искусства современности». Агентство Juddy Roller помогло создать 17 фресок в разных районах.

Карта деревенского стрит-арта

Географически эти творения, украшающие зернохранилища, башни для силоса и даже шахты, могут отстоять очень далеко друг от друга, и тем, кто пожелал бы увидеть граффити, трудно получить представление о том, как добраться до места, и даже просто узнать о них. Дело значительно упростилось благодаря вмешательству двух энтузиастов – «серых кочевников». Так называют в Австралии свободно путешествующих пенсионеров, нередко буквально живущих в автомобиле.

В конце 2018 года супруги Аннет и Эрик Грин во время своего путешествия настолько впечатлились фреской аргентинского художника Мартина Рона, изображающей прыгающих в океан мальчиков, что захотели непременно увидеть и другие подобные граффити. Пара отправилась на поиски, оказавшиеся весьма долгими и неудобными.

Разочарованная отсутствием информации Аннет создала страницу в Facebook, а в 2019 году создала веб-сайт Silo Art Trail, благодаря которому многие граффити, затерянные на австралийских просторах, стали широко известны.

Экономический эффект

Аннет убеждена, что распространение подобных «художественных галерей» под открытым небом играет большую положительную роль в жизни сельских районов. «Раньше никто не съехал бы с трассы в каком-нибудь крохотном поселке, – замечает она. – Теперь люди заинтересовались, они заворачивают, чтобы посмотреть на фреску, а заодно и перекусить, и заправить автомобиль. Для местных жителей этот скромный доход может быть большим подспорьем».

Это особенно верно в условиях, когда ряд местностей в стране пострадал от недавних лесных пожаров, а некоторые фермерские хозяйства все еще остаются в тисках засухи. Так, в маленьком Гренфелле, что в 360 километрах от Сиднея, граффити на элеваторе, заказанное владельцем зерновой компании, послужило не только украшением городка, но и средством привлечения туристов и оживления торговли. «Это дало региональной экономике крайне необходимый импульс», – говорит Оберн Карр, специалист по туризму в регионе. Число посетителей города выросло на 54 процента.

Особый колорит

Хозяйственные сооружения, украшенные фресками, помогли продвинуть в сельские районы и другие виды искусства. В 2017 году в Катаннинге, фермерском городе в Западной Австралии, организация FORM поручила художникам оформить стены и даже коробки с электрическими трансформаторами изображениями красочных птиц и других животных. А год спустя в переоборудованной мельнице постройки 1891 года была открыта стильная гостиница. Подобных примеров много.

Тематика изображений в сельской местности отличается от урбанистического стиля, характерного для крупных городов и вызывающего нередко обоснованные протесты и неприятие жителей. На сайте Аннет Грин размещены фото крупных граффити на бункерах и росписей, покрывающих более 60 водонапорных башен. Они изображают природные ландшафты не только сквозь призму восприятия современного человека, но и через духовное наследие культуры аборигенов.

Художники консультируются с жителями поселков, чтобы придумать образы, подходящие для данной местности: от портрета фермерской пары в Ласселсе (штат Виктория) до гигантского рубинового морского дракона в приморском Олбани (Западная Австралия). Когда Ферги и Винсон создавали в Таллоне свой знаменитый «Водопой», они вдохновились настолько, что не смогли не вернуться, чтобы сделать несколько дополнительных граффити. В их числе – реалистичный портрет местного жителя на колонне под железнодорожным мостом.

«Здесь совсем не так, как в городе, – делится Джоэл Ферги. – Меня покорила непринужденная обстановка и простота». После снятия ограничений, связанных с COVID-19, художник намерен снова приехать в Таллон, жениться на местной девушке и продолжить работу, ведь под мостом его ожидают еще двадцать колонн, не покрытых фресками.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А как вы относитесь к стрит-арту?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Даже далёкому от этого вида искусства очень понравится стрит-арт. Само по себе ещё и обычная живопись не оставляла никого равнодушным. А тем более художество под открытым небом.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.