Анак-Кракатау будет полезным: как извержения могут помогать в прогнозах погоды для авиакомпаний

Извержение индонезийского вулкана Анак-Кракатау в 2018 году станет памятным для человечества по многим причинам. Несмотря на сопутствовавшие ему печальные события, анализ извержения может позволить ученым найти способ обезопасить в будущем воздушные суда от повреждений, наносимых вулканическими продуктами. Результаты нового исследования опубликованы в издании Scientific Reports.

Подводный оползень и цунами

Катастрофическое событие случилось 22 декабря. Оно началось с подземных толчков, повредивших сейсмографы, установленные на острове Анак-Кракатау. А спустя примерно полчаса после начала землетрясения на западное побережье острова Ява обрушилось цунами. Южный берег Суматры также пострадал от удара волны.

Стихия унесла жизни более четырехсот человек, разрушила сотни построек, уничтожила множество судов и лодок. Причиной бедствия столь большого масштаба стали оползни в подводной части склона Анак-Кракатау, вызванные сейсмическими подвижками при нарастании активности вулкана. Оползень резко изменил профиль дна, что и вызвало рождение цунами.

Пепел, лед и гроза

Когда произошло обрушение части склона, морская вода вступила в соприкосновение с горячей магмой. Этот контакт породил серию мощных взрывов, в результате которых в атмосферу помимо пепла было выброшено большое количество пара. Облако от извержения поднялось до высоты 16–18 километров и постепенно приняло классическую форму наковальни.

При этом пар, поднимаясь все выше, превращался в мелкие кристаллики льда. Его количество впечатляет: доктор Эндрю Прата из Барселонского суперкомпьютерного центра и команда его коллег оценили общую массу ледяных выбросов приблизительно в десять миллионов тонн.

В то время как облако ледяных кристаллов продолжало формироваться, более тяжелый пепел начал оседать, и встречное движение пепловых и ледяных частиц вызвало сильнейшую грозу. Ученые, исследовавшие ее характеристики, назвали эту грозу «настоящим безумием»: частота молний в вулканическом облаке достигала семидесяти вспышек в минуту.

Всего же за шесть суток, в течение которых сохранялся шлейф, было зарегистрировано около ста тысяч ударов молний.

Вулканический шлейф и самолеты

Внимание исследователей привлекла взаимосвязь между частотой вспышек и высотой облака. «По сути, чем чаще происходят разряды молний, тем выше оказывается вулканический шлейф», – резюмировал доктор Прата. Эта корреляция дает надежду на более точное определение высоты опасной для самолетов зоны.

Вулканический пепел, попадая в систему подачи топлива и в турбину самолета, забивает их и может привести к отказу и разрушению двигателя. Поэтому полеты вблизи области извержения сопряжены с серьезным риском. Ученые уверены, что изучение электрических явлений – мощных разрядов молний – внутри облаков, образуемых вулканическими продуктами, поможет в оценке степени опасности для полетов при мониторинге извержений.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы знали, что извержения могут помогать в прогнозах погоды для авиакомпаний?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.