Управление ликвидностью предприятия

Итак, термин «ликвидность» происходит от латинского слова, обозначающего текучесть, жидкость. Таким образом, можно сделать вывод, что ликвидность предприятия характеризует его перемещение, движение. А если быть точнее, то способность активов предприятия к легкой мобилизации. Наибольшее развитие понятие «управление ликвидностью предприятия» получило во второй половине прошлого века и связано оно с развитием банковской системы. Именно тогда, в связи с убыточностью многих государственных банков   и появлением большого количества коммерческих, начали активно развиваться методы управления ликвидностью банка.

В настоящее время термин ликвидность и управление ликвидностью употребляются и по отношению к таким экономическим субъектам как товар, деньги, рынок, предприятие, балансы и т.п. В рамках обозначенных сфер применения ликвидность представляет собой некие отношения, созданные для правильно реализации стоимости обмена (например, товара и на деньги). При этом ликвидностью в данном случае является способность авансированной стоимости спустя некоторое время вернуться. При высокой ликвидности срок возврата уменьшается.

В случае предприятия ликвидность - это способность предприятия своевременно реагировать на финансовые изменения (проблемы и перспективы), достаточность активов для погашения краткосрочных кредитов путем перевода активов в наличные средства, а также способность к увеличению активов в случае роста продаж на предприятии.

 

Управление ликвидностью и платежеспособностью предприятия

Вне всякого сомнения, залогом успешного развития предприятия является грамотное управление его финансами. А весьма существенная часть управления финансами – это анализ финансовой устойчивости. Своевременное выявление финансовых проблем, поиск возможностей для их ликвидации, а также для укрепления финансового состояния – это и есть управление ликвидностью предприятия. Анализ позволяет не только оценить существующие проблемы, но и определить стратегию дальнейшего развития,  построить реальные планы, проконтролировать их реализацию, а также оценить результаты и перспективы деятельности предприятия.

В современной России финансовый анализ и управление ликвидностью предприятия как в частной сфере, так и на государственном уровне находится на довольно низком уровне, что объясняется недостаточным образованием отечественных специалистов и маленьким опытом финансового анализа в государстве в целом.

Всесторонний анализ предприятия представляет собой оценку целого ряда факторов развития предприятия. Под анализ подпадают как внешние и внутренние рыночные факторы, так и непосредственно выпускаемая продукция, финансовые показатели. Он позволяет оценить возможности предприятия в плане дальнейшего развития в выбранной сфере.

Одной  из важнейших составляющих управления ликвидностью предприятия является аналитика бухгалтерской отчетности. Анализ идет по нескольким направлениям.  

Горизонтальный метод исследования – это сравнение с предыдущим периодом каждого пункта отчетности. Он позволяет не только отследить изменения, но и прогнозировать тенденции роста или убывания. Вертикальный анализ позволяет определить удельный вес тех или иных статей расхода в отчетности одного периода. Трендовый метод исследования  путем изучения каждой позиции в отчетности позволяет выявить некие общие тенденции развития и создать прогноз. Также проводится расчет коэффициентов, который позволяет сделать сравнительный анализ по позициям.

К методам управления ликвидностью предприятия относятся:

  • распределение средств по различным каналам;
  • распределение активов в соответствии со сроками пассивов;
  • научное управление.

Управление ликвидностью предприятия предполагает такое размещение финансов предприятия, которое позволит в случае необходимости быстро расплатиться по обязательствам.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.