Мотивы одиночества и страдания в основных темах лирики М. Лермонтова

Творчество М.Ю. Лермонтова отличается глубоким психологизмом и лиризмом. Главный герой его произведений - человек, ищущий смысл жизни. Лермонтов одним из первых в русской литературе обратился к внутреннему миру личности.

В его лирике постоянно звучат мотивы одиночества, тоски, разочарования. Даже произведения, посвященные вечным темам - любви, природе, Родине, пронизаны ощущением одиночества лирического героя.

Итак, основные темы лирики Лермонтова.

Философская лирика о предназначении поэта и смысле жизни

Философские размышления о смысле жизни и предназначении поэзии занимают важное место в творчестве М.Ю. Лермонтова. В своих произведениях он поднимает вечные вопросы о сущности поэтического дара, о высоком предназначении поэта. Эти мотивы нашли отражение в таких стихотворениях, как «Поэт», «Пророк», «И скучно и грустно» и др.

В стихотворении «Поэт» (1838) Лермонтов размышляет о судьбе поэта, его уделе терпеть пренебрежение толпы. Поэт обречен на вечное одиночество, но именно эта обособленность дает ему возможность постигать тайны мира и звуки неба. Так Лермонтов подчеркивает особую миссию поэта, его способность проникать в сокровенные тайны бытия.

В стихотворении «Пророк» (1841) поэт развивает тему высокого предназначения поэта, избранника небес. Образ пророка символизирует духовное прозрение, озарение высшим знанием. Лермонтов наделяет поэта даром пророчества, способностью открывать людям глаза на правду жизни. Так раскрывается романтический образ поэта-пророка.

В стихотворении «И скучно и грустно» (1840) звучит тема тоски и сомнений поэта в своем предназначении. Он ощущает свою отчужденность от «толпы» и в то же время с горечью констатирует, что его порывы и мечты обречены истлеть без возврата в бессмысленной тишине. Эти настроения перекликаются с распространенным в романтизме ощущением мировой скорби.

Одинокий человек смотрит на горный пейзаж

Мотив разочарования в любви

Любовная лирика занимает особое место в творчестве М.Ю. Лермонтова. Хотя она и не столь обширна, как философская или пейзажная, в ней ярко проступает характерная для поэта тема одиночества и разочарования.

Уже в ранний период творчества Лермонтов создал цикл стихотворений, посвященных М.А. Шан-Гирей - «Нищий», «Пленный рыцарь», «Мой демон» и др. В них поэт, взяв сюжет из средневековья, выразил свое раннее разочарование в любви. Образ пленного рыцаря, заточенного в темницу султана из-за неразделенной любви, отражает мотив одиночества, преданности и страдания.

Еще одним увлечением юного Лермонтова была Варвара Лопухина, которой он посвятил цикл стихотворений «Расстались мы, но твой портрет...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...» и др. Хотя чувство к ней носило платонический характер, разлука с возлюбленной также породила в его душе ощущение печали и одиночества.

Тема Родины сквозь призму одиночества

Одной из центральных тем в лирике М.Ю. Лермонтова является тема Родины. Образ России постоянно возникает в размышлениях поэта об исторических судьбах народа, о красоте русской природы. Однако за внешней картиной часто скрывается глубоко личное, интимное переживание одиночества и тоски по родине.

Эта особенность проявляется уже в раннем стихотворении «Родина» (1832), где Россия предстает как страна изгнанников и скитальцев. Поэт ощущает свою чуждость хладному краю, мечтает о дальних странах. Тем не менее, Родина влечет его как милый берег с родимым небом.

В более поздних стихотворениях «Парус» (1832), «Утес» (1841) образ Родины также связан с мотивами одиночества и тоски. В «Парусе» лирический герой мечтает о дальних странствиях, но в то же время ощущает тревогу и печаль от разлуки с родным берегом. В «Утесе» величественный образ скалы, омываемой холодными волнами, передает ощущение философского одиночества.

Особое место в лирике Лермонтова занимает стихотворение «Родина» (1841). Здесь Россия предстает как страна с суровой природой и драматической историей. Но именно эта суровость и вызывает в душе поэта чувство гордости и печали одновременно. Так тема Родины обретает у Лермонтова глубоко личностное звучание.

Силуэт человека, смотрящего на морской закат

Природа как отражение душевного состояния

Одной из важнейших тем творчества М.Ю. Лермонтова является тема природы. Образы природы постоянно возникают на страницах его произведений, передавая самые разные настроения - от восторга до тоски и разочарования. Пейзажная лирика помогает поэту воплотить его внутренний мир.

Ярким примером служит стихотворение «Ветка Палестины» (1837), где символичный образ ветки с дальних берегов олицетворяет тоску поэта по недостижимому идеалу, по святой земле духовной родины. Тема утраченных надежд звучит и в стихотворении «Листок» (1841), где образ опавшего листка передает ощущение одиночества и безысходности.

Состояние душевного подъема и воодушевления передано Лермонтовым в стихотворениях «Когда волнуется желтеющая нива...» (1837), «Утес» (1841). Здесь картины природы полны внутренней энергии и созвучны порывам души поэта. Описания Кавказа также часто связаны с темой свободы и вольности.

Особняком стоит произведение «Демон» (1829—1839) - философская поэма о трагической судьбе одинокого духа вражды. Образ Демона отражает романтический конфликт поэта с миром, его разочарование и иллюзорные надежды. Так природа у Лермонтова неразрывно связана с внутренним миром лирического героя.

Михаил Лермонтов

Противоречивость характера лирического героя

Лирический герой произведений М.Ю. Лермонтова отличается сложностью и противоречивостью натуры. В нем сочетаются высокие устремления и разочарование, порывы к свету и ощущение тьмы, стремление к подвигу и уныние.

Эта двойственность проявляется уже в ранних произведениях. В поэме «Демон» главный герой воплощает одновременно и темные, и светлые начала. В стихотворении «Ангел» (1831) выражен конфликт между чистотой небесных сил и бунтом гордого духа человека.

В более поздних стихотворениях «Дума» (1838), «И скучно, и грустно» (1840) лирический герой ощущает себя и чуждым всем, и всем родным. С одной стороны, он верит в высокое предназначение поэта, с другой - чувствует себя ненужным и забытым.

Вершиной воплощения противоречивой натуры становится Мцыри из одноименной поэмы (1840). Юный горец мечется между влечением к воле и стремлением к духовной гармонии. Его бунт и порыв к свободе оборачиваются гибелью в родных горах. Этот образ стал воплощением романтического идеала с его внутренними противоречиями.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Есть один вопрос. Почему вы не включили в свою статью тему любви в творчестве Лермонтова, тему одиночества и тоски?
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.