Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ

Мировые судьи – должностные лица в региональных инстанциях общей юрисдикции. Они относятся к первому - низовому – звену системы. Их деятельность регулирует Федеральный закон от 17.12.1998 (188-ФЗ). Рассмотрим основные его положения и поправки к закону более подробно.

закон о мировых судьях в российской федерации

Международная практика

Мировые суды в большинстве стран выступают в качестве суда первой инстанции. Обычно их служащие назначаются Заксобранием региона. Мировые судьи могут также выбираться населением. В их компетенцию входит ведение уголовных и гражданских процессов, рассмотрение дел об административных правонарушениях. В каждой стране права и обязанности мировых судей отличаются и регулируются специальными законами.

Историческая справка

Впервые мировой суд появился в Англии в 15-м столетии. В 17-м веке он был введен в Северной Америке, в конце 18-го в. – во Франции. В послереволюционной России о мировом суде официально говорится в Концепции реформы системы. Она была одобрена ВС РСФСР 24 окт. 1991 г. В то время предполагалось, что новый институт будет разделен на 2 категории. Предполагалось, что в системе будут участковые (территориальные) и специализированные (пенитенциарные, следственные и прочие) суды. Первые должны были вести уголовное и гражданское производство, разбирательство административных дел. Что касается специализированных судов, то они должны были функционировать в случаях, когда под угрозой находятся права и свободы человека. Однако впоследствии такое разделение не было официально закреплено и введено в практику.

Нормативная база

В декабре 1992 г. был принят Закон № 4061-1. Им вносились дополнения в действовавшую в тот период Конституцию. В частности на официальном уровне был закреплен институт мировых судей. В ст. 164 Конституции предусматривалось их избрание населением округа, в пределах которого действует юрисдикция, на пять лет. Однако на практике данные положения не были реализованы. В Конституции 1993 г. официального закрепления института мировых судей не было. Впоследствии в ФКЗ, регулирующем функционирование системы в целом, было предусмотрено специальное положение. В частности устанавливалось, что мировые судьи в рамках компетенции разбирают уголовные, административные и гражданские дела в качестве первой инстанции. Впоследствии был утвержден новый нормативный акт. Этот ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" стал базой для формирования структуры низшего звена системы. Спустя несколько лет создание инстанций было завершено по всей стране. Сегодня существуют мировые судьи Москвы и прочих городов фед. значения, а также всех областей, краев и других регионов.

мировые судьи москвы

Современные реалии

Сегодня в России такой институт, как "мировой суд", отсутствует, а функционируют отдельные мировые судьи. Вместе с прочими должностными лицами, уполномоченными осуществлять разбирательство дел, они являются элементами обособленной ветви власти в стране. Порядок работы, полномочия, правила создания должностей регламентируются Конституцией и ФКЗ. На основании этих нормативных актов принят 188-ФЗ. В каждом регионе принимаются свои нормативные акты, регламентирующие конкретный порядок назначения должностных лиц представительным органом власти или избрания их населением. Мировые судьи Москвы и прочих субъектов страны финансируются из госбюджета департаментом при ВС и его территориальными отделами в регионах.

Общая характеристика института

Закон "О мировых судьях в Российской Федерации" устанавливает, что должностные лица выступают звеньями системы общей юрисдикции. Их акты, вступившие в силу, распоряжения, поручения, требования, вызовы и прочие обращения обязательны для исполнения всеми без исключения органами федерального, регионального, местного значения, общественными объединениями, юр. лицами, служащими, гражданами. Решение мирового судьи подлежит неукоснительной реализации на территории всей страны.

Гарантии статуса

Закон "О мировых судьях в Российской Федерации" предусматривает неприкосновенность, социальную защиту должностных лиц и их родственников. На них распространяются все гарантии, установленные нормативными актами, регламентирующими их работу. В регионах могут предусматриваться дополнительные формы социальной защиты и материального обеспечения. Для их реализации уполномоченными органами субъектов принимаются соответствующие нормативные акты.

фз о мировых судьях в российской федерации

Компетенция

Закон "О мировых судьях в Российской Федерации" определяет перечень дел, подлежащих рассмотрению указанными лицами. В него входят уголовные дела, касающиеся преступлений, предельное наказание за которое - не больше 2 лет тюрьмы. В компетенцию должностных лиц входит разбирательство:

  1. Споров, возникающих из семейно-правовых отношений. Исключение составляют случаи, касающиеся установления отцовства, оспаривании материнства/отцовства, лишения прав родителей, усыновления. В компетенцию должностных лиц включены дела о расторжении брака, если между гражданами нет спора о детях.
  2. Имущественных споров. При этом иск мировому судье должен иметь стоимость не больше 500 МРОТ, установленных на дату его подачи.
  3. Дел, вытекающих из трудовых отношений. Исключение составляют споры о восстановлении на работе.
  4. Дел об определении правил пользования земельными участками, сооружениями и прочими недвижимыми объектами.
  5. Споров о разделе имущества, нажитого совместно супругами.
  6. Дел о выдаче приказа (судебного).
  7. Административных правонарушений, отнесенных к компетенции должностных лиц, в соответствии с КоАП.

Дополнительно Закон "О мировых судьях в Российской Федерации" включает в компетенцию служащих рассмотрение дел по вновь открывшимся фактам в отношении вступивших в силу постановлений, принятых ими ранее по первой инстанции. Должностное лицо разбирает споры единолично.

Участки

ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" предусматривает разделение субъекта на определенные территории. Каждый участок закрепляется за определенным должностным лицом. Количество территорий и общее число судей в субъекте устанавливается в соответствии с ФЗ по инициативе соответствующего региона, согласованной с ВС, либо по предложению ВС, с согласия соответствующего края, области и проч. Создание и упразднение участков осуществляется в порядке, установленном в региональных нормативных актах. Территории формируются из расчета численности граждан в пределах 15-30 тыс. чел. В пределах административных единиц, общее количество населения в которых меньше 15 тысяч, создается один участок. Упразднение территории либо должности мирового судьи не допускается, если дела, отнесенные к его компетенции, не были переданы в юрисдикцию другого служащего или органа.

188 фз

Требования

ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" устанавливает определенные критерии для кандидатов на должность. Нормативным актом предусмотрено, что в качестве таких лиц могут выступать граждане:

  1. Достигшие 25 лет.
  2. Имеющие в/о (юридическое).
  3. Проработавшие в правовой сфере не меньше 5 лет.
  4. Не совершившие порочащих поступков.
  5. Сдавшие квалификационный экзамен и получившие рекомендации коллегии соответствующего региона.

Последний пункт не распространяется на лиц, имеющих опыт работы в качестве федерального судьи в течение 5 л.

Запреты

Закон "О мировых судьях в Российской Федерации" 1998 г. не допускает вхождение должностных лиц в состав депутатского корпуса Госдумы, в органы госвласти или территориального самоуправления. Запрещается членство в политических партиях и движениях, ведение предпринимательской деятельности. В соответствии с нормативным актом, также не допускается совмещение работы в качестве мирового судьи и другой деятельности, кроме преподавательской, научной, литературной и другой творческой. В правовых документах региональной власти могут предусматриваться дополнительные требования к должностным лицам.

Избрание/назначение

В соответствии с 188-ФЗ, оно осуществляется представительным органом госвласти региона. Избрание/назначение должностного лица могут осуществлять граждане, проживающие на участке, отнесенном к его ведению. Порядок проведения данных процедур устанавливается нормативным актом уполномоченного регионального органа.

Срок полномочий

Мировые судьи назначаются/избираются на период, предусмотренный в региональном законодательстве. При этом срок их полномочий не должен быть больше 5 лет. По его окончании гражданин, замещавший должность, может снова выдвинуть свою кандидатуру. При повторном назначении/избрании срок работы в должности определяется в соответствии с законодательством субъекта.

решение мирового судьи

Приостановление/прекращение полномочий

По общему правилу гражданин завершает деятельность в должности мирового судьи по окончании срока, установленного нормативными положениями. По решению квалификационной коллегии полномочия лица могут быть приостановлены. Основания для этого и порядок устанавливается в Законе "О статусе судей".

Аппарат

В его функции входит обеспечение деятельности мировых судей. Штатное расписание и структура аппарата определяются в порядке, установленном нормативными актами соответствующего региона. Сотрудники являются госслужащими. На них, кроме прочего, распространяются соответствующие положения ФЗ "О государственной службе".

Финансирование, материально-техническое оснащение

Средства на оплату труда мировых судей выделяются из федерального бюджета. Финансирование поступает через органы департамента при ВС. Бюджетные средства направляются также на социальные выплаты, предусмотренные федеральным законодательством. Должностной оклад равен 60% от оклада Председателя ВС. Мировые судьи Москвы и прочих городов фед. значения получают 64%. Материально-техническое оснащение осуществляется органами юстиции либо исполнительными структурами власти соответствующего региона в порядке, определенном нормативными актами субъекта.

Символы госвласти

В зале заседаний размещаются Государственный флаг и Герб России. Допускается помещение символов соответствующего региона. При ведении разбирательства мировой судья должен быть облачен в мантию или иметь иной отличительный знак, указывающий на его статус. Последний предусматривается в нормативных актах субъекта.

Юридические возможности

Отраслевыми нормативными актами закрепляются следующие общие права мировых судей:

  1. Знакомиться с документами, определяющими их статус, обязанности, полномочия, критерии, по которым оценивается качество их работы, условия для исполнения своих функций и продвижения по службе.
  2. Получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для реализации полномочий.
  3. Выносить постановления и участвовать в их подготовке, в соответствии с должностными обязанностями.

обеспечение деятельности мировых судей

Кроме этого, мировой судья имеет право на:

  1. Зарплату.
  2. Ежегодный отпуск (оплачиваемый).
  3. Выходное пособие.
  4. Назначение и выплату пожизненного ежемесячного содержания.
  5. Медицинское облуживание.
  6. Санаторно-курортное лечение.
  7. Страхование здоровья/жизни, а также имущества.
  8. Бесплатный проезд.
  9. Компенсацию затрат, обусловленных необходимостью найма жилплощади.
  10. Другие права.

Ответственность

Любой, в том числе мировой судья, наделен высоким статусом. Он исполняет важнейшую функцию в государственной системе. В этой связи к нему предъявляются повышенные требования. Они касаются не только профессионального уровня служащего, но и морально-этических его качеств. Ключевые положения, определяющие поведение должностных лиц, установлены в Кодексе судейской этики. Нарушения этих предписаний рассматриваются квалификационной коллегией. При этом во внимание принимаются обстоятельства, при которых был совершен тот или иной проступок. За грубое нарушение законодательства, положений Кодекса квалификационная коллегия может наложить дисциплинарное взыскание. Оно может выражаться в разных формах. Одной из них является прекращение полномочий служащего. Эта мера ответственности считается самой строгой из всех дисциплинарных санкций. В качестве промежуточного взыскания выступает понижение квалификационного класса. Применение мер ответственности на практике должно способствовать укреплению в судейском корпусе порядка, обеспечению соблюдения не только юридических, но и морально-этических норм. Случаи допущения нарушений предписаний сегодня нередки. Для повышения эффективности работы, предупреждения и своевременного пресечения таких ситуаций необходимо в полной мере задействовать механизмы внутреннего контроля в системе.

Оспаривание постановлений

Далеко не всегда решение мирового судьи удовлетворяет всех участников процесса. Несогласная сторона может его оспорить. Для этого составляется апелляционная жалоба на постановление мирового судьи. Она подается не позднее месяца с даты вступления в силу оспариваемого акта в окончательной форме. Жалобу следует подавать через того судью, который вынес постановление. При этом адресуется она в районную инстанцию. Жалоба должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к таким документам. В ней необходимо указать:

  1. Наименование органа, в который адресуется документ.
  2. Информацию о заявителе.
  3. Номер оспариваемого постановления, сведения о судье, вынесшего его.
  4. Факты и доводы со ссылками на нормативные акты.
  5. Просьбу об отмене постановления.

К заявлению допускается приложить документы, обосновывающие позицию несогласного участника. Вместе с тем следует в тексте жалобы указать причины, по которым материалы не были предоставлены судье ранее. К заявлению также прилагается квитанция, подтверждающая уплату госпошлины.

иск мировому судье

Дополнительно

Рассматриваемый законодательный акт вступил в действие с даты его опубликования в официальных источниках. Дополнительно в положениях документа установлено, что до избрания/назначения граждан на соответствующие должности, дела, относящиеся к компетенции низшего звена системы, разбираются районными инстанциями.

Поправки

В 2010 г. были внесены корректировки в Закон "О мировых судьях в Российской Федерации". Последняя редакция нормативного акта была утверждена Д. Медведевым, занимавшим пост Президента. В ней был, в частности, откорректирован п. 1 ст. 3. В подп. 4 цена иска была изменена на 50 тыс. руб., в подп. 5 были добавлены дела об ограничении прав родителей, спорах о детях, признании недействительности брака. В подп. 6 внесены указания на исключение из имущественных споров дел о наследовании и возникающих из отношений, связанных с созданием и использованием результатов интеллектуальной работы, а стоимость требований была установлена в размере не больше 50 тыс. руб. Отдельно было сказано о материалах гражданского производства, которые находились на рассмотрении должностных лиц до вступления корректировок в силу. В частности упоминались дела, которые Закон "О мировых судьях в Российской Федерации" (с последними изменениями) относил к ведению районных инстанций, в соответствии с подп. 4-6 п. 1 ст. 3 и п. 3-5 ч. 1 ст. 23 ГК. Эти материалы остаются на рассмотрении низшего звена системы.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.