Главные ступени лада: как их различать, и зачем они нужны

Тема о главных ступенях гаммы очень важна в музыкальной теории, но перед тем, как переходить к изучению "начинки", следует исследовать саму поверхность пирожного: лад - взаимодействие устойчивых и неустойчивых ступеней, последовательность которых определяет его разновидность.

Виды лада

Существует два основных типа ладов, которые знают даже люди, далекие от музыки:

  • мажор (по латински - dur);
  • минор (по латински - moll).

Для новичков существует определение попроще, объясняющее их так:

  • веселое настроение;
  • грустное настроение.

Ступени лада и их взаимосвязь

Как уже было сказано ранее, лад - это взаимоотношения ступеней. Но что же такое эти ступени?

  • Ступень - звук, входящий в одну октаву (октава состоит из 7 нот и 8-я повторяет первую = 7 ступеней + одна повторяющаяся).
    Ступени до мажор

Расположение каждой ступеньки зависит от ее высоты: чем выше звук, тем больше ступень.

Лады можно составить от любого звука. Самый знакомый для нас всех - нота До.

От лидера До выстраиваем в последовательность остальных подчиненных: Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си; и закрываем ряд таким же ответственным лицом - нотой До, но уже другой октавы. Таким образом создается гамма.

  • Гамма - цепочка из звуков, где первый и последний одинаковы по названию, но расстояние между ними равно одной октаве.

Наглядный пример:

Гамма до мажор

Главные ступени лада и их названия

Перед нами гамма До мажор:

  • До - I;
  • Ре - II;
  • Ми - III;
  • Фа - IV;
  • Соль - V;
  • Ля - VI;
  • Си - VII;
  • До - I.

Слева расположены названия нот, а справа - те самые ступени.

Однако, как и в жизни, все выполняют свои роли. Кто-то ведет за собой толпу, кто-то является ее фундаментом, кто-то же трудится на благо остальных.

Так, лидером музыкального движения (гаммы До мажор) является нота До, она же и является главной ступенью лада - I. Это очень просто запомнить с помощью названия гаммы: если ее имя До мажор, значит, первой ступенью будет являться нота До; если же Ми мажор, то начальником станет нота Ми, и подобный принцип работает всегда и во всех гаммах.

Именно I ступень является ориентиром для построек всех остальных аккордов и трезвучий. Однако руководителю всегда нужна "правая рука" или его заместитель. У нашего директора таких руки сразу две: IV и V ступени.

Оставшись на все том же примере До мажора, под IV номером идет нота фа, под пятым - соль. Подобным образом музыканты высчитывают остальные главные две ступени.

Как и все остальные термины, они также имеют свои собственные имена:

  • I ступень - тоника (сокращенно по лат. "T");
  • IV ступень - субдоминанта (S);
  • V ступень - доминанта (D).

Следует уточнить: в минорном ладе сокращенные названия пишутся с малых букв: t, s и d, это упрощает ситуацию во время выяснения, к какому ладу принадлежит ступень или аккорд.

Для чего они нужны?

Тоника - главная ступень лада. Ею оканчиваются практически все произведения, будто бы ставя точку в конце музыкальной истории. Ее роль - фундамент и база.

Субдоминанта служит некой "дверью", с помощью которой можно уйти в другие тональности (изучается на уроках сольфеджио и гармонии) или же подготовиться к переходу в доминанту.

Доминанта - преданный друг своего начальника, с помощью которого тоника самоутверждается, как полноправный лидер гаммы. Такая ситуация чаще всего происходит в последних завершающих аккордах произведения.

Но как известно: у каждого работника, даже если и не занимающего самую высокую должность, есть своя команда. Этой самой командой в музыке являются трезвучия.

Аккорды

  • Трезвучие - аккорд, состоящий из трех звуков.

Но чем так важны трезвучия главных ступеней лада в музыке?

Данный аккорд может строиться от любой ноты, но если он главный, то его "основанием" будут: I, III и V ступени. Их важная заслуга заключается в том, что именно они определяют вид лада.

Все трезвучия гаммы

Так, в мажоре они будут ярко выражено звучать светлым торжественным тембром, в миноре же, наоборот, опечаленным и скорбным.

  • Трезвучия главных ступеней лада - показатели, на которые следует ориентироваться в вопросах мажора, минора и других существующих ладов.

Как строится?

Следующий вопрос, который должен идти по логической цепи: какова же структура трезвучия и каким образом его строят?

Ответ заключен в самом названии: ТРЕзвучие опирается на 3 звука, построенных на расстоянии терции (интервал, включающий в себя 3 ступени).

Пример:

Главное трезвучие до мажора

Виды

Если с главными ступенями лада все более менее понятно, то как же называются остальные?

  • Главные - I, IV, V;
  • Производные - II, III, VI, VII.

Помимо ладовой классификации, существует еще одна, определяющаяся состоянием ступени:

  • устойчивые - I, III, V;
    Построение на клавиатуре

Все три ступени входят в состав тонического трезвучия (в музыке формулировка - Т53). Они звучат устойчиво и уверенно, не требуя какой-либо поддержки извне. Отдельно следует выделить III ступень, так как именно она определяет лад: традиционная нота Ми характерная для До мажора, но если опустить ее на полтона ниже (Ми бемоль), то звучать уже будет именно До минор;

  • неустойчивые - II, IV, VI, VII;

Их звучание не подкреплено опорой, существует вечное ощущение недосказанности и желание во что-нибудь перейти (разрешиться), свое путешествие они завершают в устойчивые ступени лада.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 3
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
тоесть если тональность ре диез мажор, то первая ступень это черная клавиша а дальше сонласно гамме?
Копировать ссылку
-1
Как-то с До-мажором в статье не понятно (сорян, но дворовой уровень игры): вроде строился по схеме: тоника-субдоминанта-доминанта, а потом плавно перешёл на тоника-медианта-доминанта. Конечно, он такой и есть (даже проверил), но теория неясна.
Копировать ссылку
-1
Еще можно добавить, что во всех мажорных тональностях на 1, 4 и 5 ступенях строятся мажорные аккорды, а на 2, 3 и 6 ступенях строятся минорные аккорды. Если говорить про минорные тональности, то на 1,4 5 и ступенях будут строиться минорные аккорды, а на 2, 6 и 7 - мажорные аккорды. А что строится на оставшихся ступенях, спросите вы. Ответ - уменьшенные аккорды. Вот почему 1,4 5 ступени- главные ступени лада. Они определяют настроение тональности (мажор или минор).
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.