Газ 4301: все что нужно знать о надежном топливе

Газ 4301 является одним из самых распространенных видов топлива для грузового транспорта в России. Этот газ обладает рядом преимуществ по сравнению с другими видами топлива.

Во-первых, газ 4301 отличается высокой теплотой сгорания - в среднем около 46 МДж/м3. Это позволяет двигателям, работающим на таком газе, развивать мощность, сопоставимую с дизельным топливом при меньшем объеме потребления. Кроме того, выбросы вредных веществ при работе на газе 4301 значительно ниже, чем при использовании традиционного дизтоплива.

Состав и свойства газа 4301

По своему химическому составу газ 4301 представляет собой смесь пропана и бутана в соотношении примерно 70% и 30% соответственно. Иногда в состав добавляют небольшое количество пропилена для улучшения характеристик газа.

Благодаря высокому содержанию бутана, который имеет низкую температуру кипения (-0,5°С), газ 4301 является сжиженным газом при комнатной температуре. Это позволяет его транспортировать и хранить в специальных емкостях под давлением.

Водитель в кабине

Преимущества газа 4301

Ключевые преимущества использования газа 4301:

  • Высокая теплотворная способность - до 46 МДж/м3.
  • Экономичность - расход газа на 15-20% ниже расхода дизтоплива.
  • Снижение вредных выбросов - на 20-40% меньше выбросов NOx и практически нулевые выбросы сажи.
  • Простота переоборудования техники под газ 4301.
  • Безопасность - газ не токсичен, пожаро- и взрывобезопасен.

Все эти факторы обуславливают растущую популярность газа 4301 как моторного топлива для грузовиков, автобусов, спецтехники в России.

Как перевести технику на газ 4301

Чтобы перевести дизельный двигатель на работу на газе 4301, необходимо установить газобаллонное оборудование и внести определенные изменения в топливную систему:

  1. Установка газовых баллонов, заправочной муфты, газоредуктора, электромагнитных клапанов.
  2. Монтаж газовой рампы и форсунок.
  3. Установка газодизельного контроллера для управления подачей газа.
  4. Перепрограммирование ЭБУ двигателя.
  5. Проверка работы двигателя на холостом ходу.

Весь процесс занимает 1-2 дня в зависимости от типа транспортного средства. Обычно таким переоборудованием занимаются специализированные сервисы.

Вывеска с надписью «Пропановое топливо»

Эксплуатация техники на газе 4301

При эксплуатации автомобилей и спецтехники, работающих на газе 4301, нужно соблюдать следующие основные правила:

  • Своевременно проходить техосмотр газового оборудования.
  • Заправляться газом только на специализированных АГЗС.
  • Хранить запасной бензин/дизтопливо для экстренных ситуаций.
  • Не эксплуатировать транспорт с неисправной газовой системой.
  • Соблюдать правила пожарной безопасности.

При соблюдении этих несложных правил эксплуатация техники на газе 4301 не доставит проблем и позволит существенно сэкономить на топливе.

Где заправляться газом 4301

Сеть заправочных станций, предлагающих газ моторный 4301, быстро растет в России. Такие АГЗС можно найти:

  • Вдоль федеральных трасс.
  • В крупных транспортных узлах.
  • На заправках крупных нефтяных компаний - Газпром, Роснефть, Лукойл.
  • В местах базирования крупных автопредприятий.

Заправки газом 4301 обычно обозначены специальными знаками. Информацию об их местонахождении можно найти на тематических интернет-ресурсах и в навигаторах.

Таким образом, газ 4301 представляет собой экономичное, экологичное и безопасное моторное топливо, использование которого на транспорте в России быстро набирает популярность.

Обслуживание газового оборудования

Для безопасной и бесперебойной работы автомобиля на газе 4301 необходимо регулярно проводить техническое обслуживание газовой аппаратуры и заправочной инфраструктуры.

Владельцам газовых автомобилей рекомендуется проводить ежедневный контроль герметичности элементов газовой системы, проверять крепление баллонов, состояние газопроводов и резиновых шлангов. Раз в месяц следует проверять работу газового редуктора и фильтров.

Полное техобслуживание газо-баллонного оборудования с заменой фильтров, проверкой арматуры и диагностикой электронных блоков управления должно выполняться раз в год или после пробега 20-30 тыс. км.

Также регулярному контролю и обслуживанию подлежат заправочные колонки на АГЗС. Фильтры газа, раздаточные рукава, расходомеры должны проверяться по графику для исключения простоев в работе станций.

Квалифицированное техобслуживание позволит продлить срок службы как газового оборудования автомобилей, так и инфраструктуры заправочных станций, работающих на газе 4301.

Газ 4301 для грузовиков и спецтехники

Благодаря высокой мощности и крутящему моменту двигателей, работающих на газе 4301, это топливо особенно эффективно для тяжелой техники - грузовиков, автобусов, дизельных самосвалов и другой спецтехники.

По сравнению с обычным дизелем, применение газа 4301 на большегрузных автомобилях позволяет снизить расход топлива на 15-20%. Экономия затрат на топливо для крупного автопарка может составлять миллионы рублей в год.

Кроме того, существенно сокращаются выбросы вредных веществ, что особенно актуально для крупных городов. Многие муниципалитеты стимулируют перевод общественного транспорта на газомоторное топливо.

Таким образом, использование газа 4301 позволяет совместить экономическую эффективность с экологичностью для крупного грузового и пассажирского транспорта.

Стандарты качества газа 4301

Для обеспечения стабильных эксплуатационных характеристик газомоторного топлива в России действуют жесткие стандарты качества в отношении газа 4301.

В частности, содержание пропана в газе должно составлять от 60% до 85%, бутана - от 15% до 40%. Массовая доля пропилена не должна превышать 10%. Также регламентируются параметры плотности, теплотворной способности, температуры конденсации.

Обеспечение и контроль всех этих показателей позволяет исключить проблемы при использовании газа в двигателях - от перебоев в работе и падения мощности до поломок отдельных узлов и агрегатов.

Рынок газомоторного топлива в России

Несмотря на рост популярности газа 4301, его доля на российском рынке моторных топлив пока невелика и составляет около 1%. Однако эксперты прогнозируют увеличение этого показателя до 8-10% к 2025 году.

Лидерами рынка газомоторного топлива являются компании Газпром, Роснефть и Лукойл, которые активно инвестируют в развитие заправочной инфраструктуры и переоборудование техники.

Росту потребления газа 4301 будет способствовать ужесточение экологических требований, рост тарифов на дизельное топливо, а также государственная поддержка газомоторной отрасли.

Безопасная эксплуатация газобаллонного оборудования

Эксплуатация автомобилей на газе 4301 требует строгого соблюдения мер безопасности из-за повышенной пожароопасности газа.

Важно регулярно проводить диагностику и замену газовых баллонов, которые имеют ограниченный срок службы. Также следует периодически проверять герметичность всех соединений и креплений.

Запрещается эксплуатировать автомобиль при наличии утечек газа, а также с неисправной газовой аппаратурой. При появлении посторонних звуков или запаха газа следует немедленно остановиться и выяснить причину.

Соблюдение правил безопасности позволит максимально снизить риски при использовании газобаллонного оборудования.

Перспективы развития рынка газомоторного топлива

Несмотря на текущий невысокий уровень использования, рынок газомоторного топлива и в частности газа 4301 в России обладает большим потенциалом роста.

Этому будут способствовать растущие цены на нефтепродукты, развитие производства газомоторной техники отечественными предприятиями, господдержка отрасли и ужесточение экологического законодательства.

Ожидается, что к 2030 году парк газомоторной техники в России вырастет до 1 млн единиц, а доля газа в транспортном топливном балансе достигнет 15-20%.

Запчасти для газового оборудования

Для поддержания работоспособности системы питания автомобилей, работающих на газе 4301, требуется периодическая замена расходных запчастей и комплектующих.

К таким элементам относятся фильтры газа, прокладки и уплотнители, клапаны-регуляторы давления, расходомеры, форсунки, датчики контроля и другие детали с ограниченным ресурсом.

Запчасти должны соответствовать модели двигателя, а их установку желательно доверять сертифицированным сервисам. Использование некачественных или неподходящих комплектующих может привести к серьезным поломкам системы питания.

Обучение водителей газомоторной техники

Для безопасной и эффективной эксплуатации транспорта, работающего на газе 4301, водители и обслуживающий персонал должны пройти специальное обучение.

Программа обучения включает изучение устройства и принципов работы газобаллонного оборудования, основ диагностики неисправностей, правил техники безопасности при работе с газовыми системами.

Также водители и механики осваивают особенности вождения автомобиля на газе, способы определения утечек газа, действия в нештатных ситуациях.

Прошедшие подготовку специалисты получают удостоверение установленного образца, которое необходимо при работе на газомоторном транспорте.

Аварийные ситуации при работе на газе 4301

Несмотря на общую безопасность газа 4301 как моторного топлива, возможно возникновение аварийных ситуаций, к которым надо быть готовым.

К ним относятся - утечка газа из баллонов или трубопроводов, возгорание газа в подкапотном пространстве, отказ компонентов газовой системы.

Водитель должен знать порядок действий при таких происшествиях - включение аварийной вентиляции, отключение подачи газа, вызов аварийных служб при необходимости.

Соблюдение всех рекомендаций по безопасности и регулярное обслуживание газового оборудования позволит минимизировать риски инцидентов при работе на газе 4301.

Экологические преимущества газомоторного топлива

Одним из ключевых преимуществ газа 4301 является его экологичность по сравнению с традиционными видами топлива.

Выбросы вредных веществ при сжигании газа - оксидов азота, углерода, сажевых частиц - существенно ниже, чем в отработавших газах дизельных двигателей.

Это позволяет использовать газомоторную технику даже в экологически неблагополучных городах и регионах, существенно улучшая экологическую обстановку.

Рост количества автотранспорта, работающего на газе 4301, станет важным вкладом в решение проблем загрязнения атмосферы крупных мегаполисов выхлопными газами.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
1
ГАЗ-542 не существовало, поэтому и не могло быть двигателя "от него". ГАЗ-542 - и есть двигатель.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.