Налоги и налоговая система как проблема государственной политики

Сегодня невозможно представить себе любую экономическую систему, в которой не уделено значительное внимание налогам.

Роль налогов в современной экономической системе очень велика. Налоги и налоговая система не только выступают в качестве главной формирующей части бюджета, но и являются мощным инструментом стимулирования развития экономики по инновационному пути. Кроме того, налоговая система выполняет и традиционные функции – регулирует социальную сферу, участвует в перераспределении национального богатства. Причем такое влияние налоговой системы постоянно возрастает.

Сегодня система налогов и сборов рф значительно повысила свою роль, что обусловлено развитием и расширением негосударственного сектора экономики.  

Налог представляет собой обязательный платеж безвозмездного характера, который взымается с какой-либо организации или с физического лица в виде части денежных средств, которые находились у последних на правах собственности или хозяйственного управления.

Характеристика безвозмездности в данном случае означает, что сама уплата не предполагает ответного обязательства со стороны государства, таким образом, устроена практически любая налоговая система. Виды налогов, которые существуют в том или ином государстве, определяются многими обстоятельствами, причем эти обстоятельства могут носить как долговременный, так и краткосрочный характер, делая налоговую систему динамичным механизмом.

Однако при всех ее изменениях, один параметр всегда остается постоянным - налоги и налоговая система всегда коррелируются с государственным принуждением их получения.

В современном налоговом законодательстве России существуют следующие основные понятия: налог и сбор. Их различие определяется целевыми и процедурными факторами. Под сбором, как правило, принято понимать взнос, который требует совершения в ответ неких ответных действий в интересах плательщика. Налог же, как уже отмечалось, не является целевым отношением, а потому выступает средством прямого пополнения бюджета.

Налоговое регулирование предполагает эффективное воздействие на интересы налогоплательщиков, причем на интересы собственности. Отдельные исследователи считают именно возникновение частной собственности определяющим условием появления такого явления, как налоги и налоговая система. Подчеркивая принципиальность данного вопроса, И. Горский называет необходимость частной собственности в качестве первого, основополагающего принципа налогообложения, сформулированного А. Смитом. Марксистские идеи об отмирании государства привели к фактическому разрушению полноценных налоговых отношений в течение жизни целого поколения в нашей стране.

Установленные квазиналоги фактически являлись добавками к регулируемым ценам в жестко детерминированной системе отношений с административно-командным управлением. На основе директивных планов заранее было предопределено количество выпускаемой продукции. Выпуск в условиях закрытой экономики коррелировался с потреблением. Налог с оборота, как правило, устанавливался на продукцию конечного потребления с учетом индивидуальных особенностей товаров и отличался многообразием ставок, не влиявших ни на производство, ни на потребление. Акцизы не многим отличались от налога с оборота - разве что группой облагаемых товаров. Налог на прибыль уплачивался в доход государства в форме изъятия свободного остатка превышения доходов над расходами предприятий; предоставлялись персональные льготы и отсрочки по его уплате. «Перестройка», начавшаяся в конце 80-х гг., предполагала, в первую очередь, изменения в отношениях собственности. Однако и сегодня существующие налоги и налоговая система отражают неполноценность налоговых отношений в условиях государственной собственности. Гражданское законодательство, определяющее понятие собственности, устанавливает, что, будучи собственником всего имущества унитарных предприятий, государство имеет право распоряжаться этой собственностью по своему усмотрению. Применение налогового законодательства к таким предприятиям носит в большей степени статистическое, чем экономическое значение. Таким образом, задача принимаемых мер налоговой политики заключается в том, чтобы, обеспечивая паритет интересов, как собственника доходов, так и субъекта, располагающего доходом на основе иных вещных прав, чем право собственности, с одной стороны, и государства, изымающего определенную часть таких доходов, с другой стороны, сфокусировать ресурсы общества на приоритетах экономического и социального развития.

Важнейшей особенностью современной мировой системы хозяйствования является интенсивное вовлечение в экономический оборот объектов интеллектуальной собственности (ОИС). Основу для распространения специфического товара - результатов интеллектуальной деятельности - на мировом рынке составляет развитая патентная система, охрана авторских прав, активная лицензионная политика компаний.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.