Так что же будет с «Южным потоком»?

История этого газопровода драматична. Казалось, вопрос о его строительстве решен, и вот в этот самый ответственный момент болгарское руководство вдруг заявило о приостановке реализации проекта. Затем настал черед Турции, но и с ней отношения испортились, причем не по вине России. В последнее время усиленно распространяется мнение о том, что трубопровода не будет, по крайней мере, в обозримом будущем, но при этом циркулируют регулярно опровергаемые на официальном уровне слухи о скором возобновлении строительства. Чему верить?

поток

Кому нужен новый газопровод?

На самом деле «Южный поток» нужен Европе, и все это понимают. Для некоторых стран его появление вредно, так как они теряют стабильные доходы от транзита, но их влияние не очень велико. Намного сильнее судьба проекта зависит от Соединённых Штатов, находящихся, как известно, совсем на другом континенте и, тем не менее, считающих себя вправе вмешиваться в европейскую систему распределения ресурсов. И уж совсем плохи дела в Украине, в случае реализации проекта практически остающейся не у дел наедине с ржавеющей трубой. Всем остальным возможность получать газ без посредников напрямую кажется привлекательной. Политические мотивы, как учит история, приходят и уходят, меняется их тональность с минора на мажор и наоборот, а вот энергоносители нужны всегда. А если говорить об углеводородах как о российском оружии, на чем часто настаивает Вашингтон, то следует напомнить, что оно носит скорее умиротворяющий характер и, в отличие от напалма, людей заживо не сжигает.

газ

Система транспортирования и распределения

Со времен СССР существует разветвленная система газопроводов, связывающих российские месторождения с потребителями. В последние годы она расширялась и дополнялась, хотя пропускная способность ее и так довольно велика. Дело в том, что возникла проблема с транзитом через Украину, причем не сейчас, после отделения от нее Крыма и перехода полуострова под юрисдикцию РФ и обвинений Москвы в нападении, а намного раньше, во времена Кучмы. Газ элементарно воровали, не признавая этого очевидного факта, раздавались угрозы транзит перекрыть. Частично вопрос закрыл «Северный поток», но он не обеспечивает всего объема, и даже в случае запуска его второй линии этого тоже не произойдет, хотя уже тогда говорить о возможности «давления трубой» на Москву будет практически невозможно. Если же говорить о диверсификации, то именно ее может обеспечить магистраль, проложенная по дну Черного моря. В этом случае Южная Европа обретает независимость от Германии, занимающей ключевые позиции в материковой распределительной системе.

Крым

Проблемы Юга Европы

Болгария, Босния и Герцеговина, Сербия, Венгрия, Словения, Италия и некоторые другие страны в настоящее время получают российский газ, следующий транзитом через территорию Украины. В 2019 году срок договора между Москвой и Киевом истекает, и всем понятно, что при существующем политическом руководстве его могут или вовсе не продлить, или переподписать, но в очень усеченном виде. Основную часть российского газа (более 90 %) уже можно будет доставлять европейским потребителям через два «Северных потока». То есть судьба украинского транзита решена в любом случае, но вот южноевропейским странам такой вариант подходит не очень. Они получат газ, принятый немецкими хабами, и неважно, из России ли или Норвегии, но в любом случае он будет продан с определённой наценкой. Есть еще вариант приобретения СПГ, и эта возможность важна, хотя бы из соображений все той же диверсификации, но сжиженное голубое топливо стоит дороже, а его источники не всегда стабильны.

поток

Возможные каналы поставок

И теоретически, и практически существуют всего три маршрута, по которым газ может попадать в Южную Европу.

Во-первых, его можно привозить на танкерах из Катара, например, или даже из США. Это канал уже используется, но как основной его воспринимать не следует, это с одной стороны дорого, а с другой, обстановка на Ближнем Востоке становится все более горячей. Так что катарский газ хоть и может быть аргументом в ценовых спорах с "Газпромом", но не очень весомым. Опять же в случае возникновения каких-либо трений во внешней политике газовоз всегда может взять другой курс. Это проложенную трубу перенаправить нельзя, а танкер можно.

Во-вторых, внутриевропейские газовые линии. Их можно модернизировать и через них качать топливо из северных морей и тех же «Северных потоков» в южном направлении. Почему же нет? А потому, что строительство столь разветвленной сети трубопроводов не решает проблемы независимости поставок. И к тому же это тоже очень дорого. А выгоднее всего – труба через Черное море.

Крым

Единственный вариант

Итак, из всех возможных вариантов остается черноморский, и из двух стран, через которые можно осуществлять транзит, остаётся Болгария, которая объявила в 2014 году об откладывании проекта, но ни для кого не секрет, что сделала это под давлением Вашингтона и после посещения Софии делегацией сената США. Несмотря на заверения в незыблемости курса, прагматические соображения могут пересилить политические аргументы. Есть две страны, через которые «Южный поток» точно не пойдет: это Украина и Болгария. Первая - потому что газотранспортная система там уже есть, еще советская, но распорядиться ею Киев не смог. Вторая – по причине даже не проявляемой сегодня открытой враждебности, это дело временное. Дела в Турции разворачиваются таким образом, что она запросто может превратиться в еще одну Украину, ее ГТС окажется под ударом исламистских сил, и, вообще, есть вероятность масштабной гражданской войны, так что в качестве стабильного транзитера ее рассматривать нельзя уже сейчас.

Крым

Весомый аргумент

Новое видение, казалось бы, похороненного проекта анонсировано 28 апреля советником главы «Газпром Экспорта» Андреем Конопляником. Согласно ему, трубопровод может пройти от Крыма до Варны. Кстати, этот вариант был озвучен еще до известных событий на полуострове, в марте 2014 года. Этот вариант является как бы почвой для раздумий, но понятно, что просто так бы его никто не публиковал. Предполагаемый маршрут пролегает по Керченскому проливу до Евпатории, а затем труба идет по морскому дну. Себестоимость строительства сокращается примерно вдвое. Все издержки Россия берет на себя, она же остается собственником магистрали. Сразу же решается вопрос снабжения Крыма газом, а заодно и освоения шельфовых прибрежных месторождений. Прямая экономия – три миллиарда евро.

 газ

А что, Болгария – крайняя?

Разумеется, существует серьезная политическая проблема, которая теоретически может воспрепятствовать реализации этого смелого и изящного проекта. Страна - член НАТО, Болгария, Крым российским не признаёт. Однако предложение настолько соблазнительно, что отказаться от него будет очень трудно. Тем более что если уж воспринимать Россию в качестве агрессора, то следовало бы отказаться от всего российского газа, независимо от того, откуда он идет, из Крыма ли или по «Северному потоку». Так вообще-то логичнее, если действительно, решительно и бескомпромиссно осуждает Европа отторжение «исконно украинской территории». Но на это никто не идет. Получается, что Болгария должна отказаться от крайне выгодного предложения из простого чувства солидарности с общей политикой Евросоюза. А Германия тем временем будет стричь купоны с "северных потоков".

поток

Политический аспект экономического вопроса

Если Болгария согласится на предложенные условия, она получит такие выгоды, о которых любое государство может только мечтать. Транзит на всю Южную Европу обеспечен очень надолго, по историческим меркам – практически навсегда. Тем более что вопрос стоит не только о Болгарии… Но важно и другое, Крым в этом случае будет признан российским, несмотря на окрики из-за океана и протесты из Киева. Это, конечно, очень неприятно, но газ важнее.

Итак, мяч теперь на европейском поле, и пусть в Софии, Риме и Будапеште думают, как решить политическую проблему. Наверное, что-то придумают.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.