Опять «непрофессиональные манёвры» российских пилотов?

8 сентября зарубежная пресса получила новую тему для обсуждения. Впрочем, так как подобные случаи уже были в последние месяцы и даже годы, ничего нового сказано не было, употреблялись все те же слова и выражения, в частности, о некой непрофессиональной манере российских пилотов. Суть события по американской версии такова: самолёт «Посейдон», он же Р-8, принадлежащий флоту США, мирно летел над Чёрным морем в нейтральном воздушном пространстве, и тут неожиданно, откуда ни возьмись, появился российский перехватчик, который приблизился к нему на опасное расстояние всего в десять футов (3 м) и сильно напугал экипаж.

перехват

Факты

Следует отметить, что в общих чертах история эта передана правдиво, как признал официальный представитель МО РФ Игорь Конашенков, примерно всё так и было. Перехват воздушных целей стал для российских пилотов уже практически рутинной процедурой, причём не только в Черноморском пространстве, но и над Балтикой, и на Дальнем Востоке тоже. Некоторая разница с предыдущими случаями состоит в меньшей дистанции сближения, она действительно небезопасна с учётом скорости самолётов, которая составляла, вероятно, около 900 километров в час. Наверняка американские лётчики ощущали беспокойство, а может быть, и страх, ведь любое неловкое движение могло привести к столкновению. Впрочем, задача российского пилота перехватчика Су-27 состояла не в обеспечении их комфорта, она была совсем другой, скорее всего, прямо противоположной. И он её выполнил. «Посейдону» пришлось сразу же резко сменить курс и покинуть небезопасную зону. Инцидент имел место и, к счастью, окончился благополучно. В течение суток, 7 августа, разведывательные самолёты Р-8 ВВС США дважды приближались к российским границам над Чёрным морем. А что им там нужно?

Посейдон

Что за «Посейдон»?

Этот самолёт довольно большой, основу его конструкции составляют фюзеляж пассажирского авиалайнера Boeing 737—800 и крыло Boeing 737—900. Такое сочетание обеспечивает, с одной стороны, большую вместимость внутреннего пространства, с другой же, позволяет длительное время находиться в воздухе, тем более что есть возможность дозаправки. Объем нужен для размещения электронного оборудования, с помощью которого персонал фиксирует излучения, испускаемые радарами РЛС и радиостанциями, разумеется, военными. Причём, как понятно, чем на большей высоте летит разведчик, тем шире зона и глубина его информационного охвата.

Посейдон

Так как силуэт «Посейдона» совпадает с очертаниями пассажирского лайнера, его легко спутать с безобидным «Боингом», что же касается «ливреи» (так в авиации называют окраску), то она издалека тоже напоминает гражданскую. Р-9 не камуфлирован в светло-серый цвет, как обычные самолёты ВВС США, он сверху белый с синей полоской вдоль линии, на которой у «пассажиров» выстроены иллюминаторы. В общем, чтобы отличить военный разведчик, к нему нужно подлететь поближе. Тем более если его транспондер выключен.

Су-27

Вопрос о транспондерах

Транспондер - это элемент бортового радиоэлектронного оборудования, облегчающий наземным диспетчерам и оператором военных РЛС задачу идентификации воздушного судна. Наличие его у пассажирского или мирного транспортного лайнера обязательно, а ВВС обычно пользуются другими системами распознавания, которые чаще всего описывают словосочетанием «свой-чужой». Впрочем, в настоящее время сложилась устойчивая международная практика, согласно которой и военные самолёты включают транспондеры, хотя бы для того, чтобы лишний раз не пугать иностранные ПВО. Вот именно в том, что эти полезные приборы лётчики отключают, и упрекают друг друга обе стороны - и Россия, и НАТО (конкретнее США, другие разведчики практически никогда не приближаются к границам России). И в этот раз американцы тоже летели без опознавательных сигналов, причём этот факт они отрицают.

перехват

Опыт Холодной войны

Практика облётов иностранных воздушных судов истребителями не нова. В течение послевоенных десятилетий к границе не только приближались американские самолёты, но и нарушали её, иногда их сбивали, а пилоты гибли, и не всегда эти инциденты становились известны широким массам. То же происходило и с советской стороны, старающейся узнать о военных планах Запада как можно больше, особенно в периоды обострения межгосударственных отношений. В настоящее время российские стратегические бомбардировщики выполняют регулярные полёты вблизи границ стран НАТО, и хотя они не нарушают воздушного пространства, каждый раз на перехват потенциальной цели вылетают истребители, чаще всего британские. Жалоб на их действия не было, они обычно наблюдают издалека.

перехват

Инциденты с кораблями

Потенциальную угрозу безопасности России представляет не только авиация, но и флот вероятного противника, поэтому приближение эсминцев и других кораблей к территориальным водам также вызывает определённую реакцию. Выражаться она может в ответных действиях, как на море, так и в воздухе. В апреле эсминец «Дональд Кук» подвергся облёту бомбардировщиком Су-24, и, очевидно, американские моряки тоже чувствовали себя не очень комфортно. После этого случая также звучали обвинения в непрофессионализме, хотя, судя по опубликованным видеоматериалам, в этом упрекнуть российских пилотов трудно. На предельно малой высоте самолёт несколько раз имитировал атаку, а затем ушёл на базу. Очевидно, американцы профессионализм путают с желанием им угодить и сделать что-то приятное.

перехват

Неприятности с Китаем

19 мая 2016 истребителя НАОК над Южно-Китайским морем перехватили американский самолёт-разведчик ВМС США, приблизившись к нему на 15 метров. Действия китайских лётчиков также были оценены как непрофессиональные, а значит, неприятные для экипажа «Посейдона». В районе событий присутствовал и корабль ВМС США, что послужило причиной для быстрых и решительных действий. Американское руководство обвиняет Китай в милитаризации примыкающей к стране акватории и островов, находящейся в непосредственной близости к материку.

Пятнадцать лет назад подобный инцидент привел к столкновению самолёта-разведчика «Орион» с истребителем КНР. Перехваты американских нарушителей в этом регионе происходят довольно часто.

перехват

Перехват над Балтикой

14 апреля американский самолет-разведчик RC-135 был вынужден уйти из приграничного пространства России опять же по причине «непрофессиональных действий» пилота российского Су-24. Всё было практически полностью так же, как в минувшую среду над Чёрным морем, только тогда это происходило над Балтикой. На дистанции 15 метров от кромки крыла была выполнена «бочка», то есть оборот вокруг продольной оси, это такая фигура высшего пилотажа. Может быть, российский лётчик её совершил неправильно или с ошибками? Ему наверняка было бы интересно узнать мнение американских коллег, они же профессионалы.

перехват

А о чём, собственно, речь?

За всеми разговорами об опасных манёврах, которыми сопровождался перехват американского самолёта-разведчика и другие действия российских пилотов, об их непрофессионализме и рискованности подобных инцидентов как-то в сторону уходит (а возможно, и умышленно уводится) другой вопрос, касающийся целесообразности столь широкого американского присутствия у чужих границ. Для столкновения нужно как минимум два объекта, иначе оно невозможно.

Вот и Украина 9 сентября возмутилась облётом корабля «Подолье», зачем-то подошедшим к крымским территориальным водам РФ. И снова упоминание об «опасных манёврах» и «непрофессионализме». Знакомый лексикон и явно заимствованный.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.