Благодаря рентгеновскому излучению ученые обнаружили на картине Артемизии Джентилески дополнительный образ

Искусство - это одна из величайших загадок человечества. Что заставляет нас признавать одни произведения культовыми, а от других отказываться, почему одних художников мы считаем гениальными, а других забываем, словно их и не существовало никогда, и отчего наше сердце начинает учащенно биться только при одном взгляде на истинный шедевр? Возможно, на эти вопросы мы никогда не найдем ответа, но на одну тайну искусства совсем недавно все-таки стало меньше.

Как две капли воды

Началось все с того, что ученые обнаружили поразительное сходство между двумя портретами художницы семнадцатого века Артемизии Джентилески. Картина "Святая Екатерина Александрийская", написанная в 1619 году, и автопортрет 1615-17 годов явно имеют общие черты. На обоих полотнах изображены царственные темноволосые женщины, одетые в красные одежды, даже поза, в которой застыли девушки, одна и та же: обе они, обхватив сломанное колесо пытки святого, держат ладонь мученика близко к груди.

Получается, что холст 1619 года, который сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции, является повторением законченной ранее картины. "Святая Екатерина Александрийская" изображает дочь великого князя Фердинандо Медичи Катерину, предварительный вариант этой работы, скрытый под видимым слоем в течение пяти веков, копирует "Автопортрет".

Слово специалисту

Марчелло Лаццерини, специалист по живописи итальянского новостного издания, разъясняет, что портрет 1619 является своего рода компиляцией, заимствуя элементы из картины 1615-17 годов, чтобы дополнить перевод художницы в стиле барокко де Медичи. Также практика написания картин поверх других имела место в силу экономии на материалах.

Исследование

Паоло Мартини отмечает, что исследователи из Флорентийского центра искусств в течение месяца проводя неинвазивные тесты, в том числе тесты ультрафиолетовой и инфракрасной визуализации, на портрете из галереи Уффици. Ученые определили множество деталей, которые в окончательном варианте работы были скрыты слоем краски.

Большинство элементов совпадают с полотном Национальной галереи, сообщает Лаура Монтанари. Но есть и отличия: так, на Кэтрин, надет тюрбан вместо короны, также ее взгляд непосредственно направлен к зрителю, а ее левая рука расположена немного по-другому.

В чем причина?

Команда, которая занималась анализом полотна, излагает теорию того, как менялся холст 1619 года. Опираясь на то, что Джентилески использовала свой собственный образ в качестве модели для женщин в своих картинах, эксперты утверждают, что она могла начать с основ фигуры с портрета 1615-17, а затем добавить детали, чтобы передать сходство с Медичи.

Однако это только одна из версий, объясняющих, почему две картины так похожи.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Должны ли быть загадки искусства или все тайны стоит раскрыть?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.