Исследования показали, что шахматисты, как правило, имеют более высокие математические способности. Но значит ли это, что обучение игре в шахматы поможет улучшить их?
Развитие математических способностей часто становится темой для педагогических дискуссий. По этому поводу ведутся разнообразные исследования и пишутся научные труды. Многие преподаватели предлагают использовать шахматные задачи для улучшения математических способностей учащихся.
Новейшие выводы ученых
Последний научно-педагогический эксперимент позволил обнародовать вывод: игра в шахматы исследовалась в отсутствие альтернативных видов деятельности, и таким образом, положительное влияние на способности к математике может в значительной степени объясняться тем, что известно как эффект плацебо.
В научных кругах распространено мнение, что обучение в одной области неспособно влиять на эффективность навыков действий в другой.
В новой статье, только что опубликованной в «Обучении и поведении», освещается методика экспериментов с акцентом на математическую способность.
В первом исследовании 233 ученика третьих и четвертых классов получили 25 часов обучения шахматам. После чего их проконтролировали на эффективность решения математических задач. Сравнивались три группы: те, кто играл в шахматы; те, кто играл в шашки (две активные контрольные группы), и пассивная контрольная группа. Дети во всех группах не показали статистически значимых различий в математических способностях.
Во втором исследовании 52 ученика участвовали в таком же экспериментальном проекте, но на этот раз игра была только в шашки. Опять же, эти группы не показали особо различающихся математических способностей.
Авторы исследования заключают: «Эти результаты показывают, что эффект (если таковой имеется) обучения игре в шахматы при тщательном тестировании незначителен. Поэтому такие методики не могут заменять традиционную школьную программу по математике».
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание