Риск способствует развитию ребенка. Когда и где разрешать ему рисковать

Путь родителя один из самых сложных. Нужно не только заботиться о ребенке, но и воспитывать его так, чтобы физические, эмоциональные и социальные навыки находились в балансе. В этом помогут рисковые активности на свежем воздухе. Но как разрешать это и закрыть глаза на возможные травмы?

Опасность, необходимая для взросления

Укрыть малыша от минимального риска – естественное желание родителя. Кому захочется оставить ребенка без присмотра, когда он может случайно пораниться или заполучить психологическую травму? Намного проще окружить растущего человечка запретами, чтобы и носа на улице не показывал!

Однако специалисты утверждают, что удержание от риска создает опасность для развития сразу по трем направлениям:

  • физическому;
  • психологическому;
  • социальному.

Рисковать – тоже умение, в рамках которого дети получают новый опыт, оттачивают навыки и тренируются для взрослой жизни. Вероятность получения травмы есть, вот только незначительная и практически никогда не требующая медицинского вмешательства.

В то же время каждая царапина или ушиб – незначительная плата в обмен на физическое развитие и глубокую эмоциональную уверенность в самом себе. Растущий организм легко справляется с полученными повреждениями, быстрее адаптируется и становится только крепче.

Рискованное физическое развитие

Замечали, как слишком частые запреты делают ребенка безынициативным? Не желая выслушивать упреки в свой адрес, малыш с большей охотой останется в песочнице, нежели пойдет кататься на скейтборде. Постепенно страх перед родительским недовольством превратится в нежелание что-то делать вообще.

Американские медики исследовали запретительное воспитание и выяснили, что в его рамках происходит снижение:

  • желания рисковать;
  • общей физической активности.

Как результат, почти 76% детей не выполняют ежесуточную норму – 60 минут физической нагрузки минимум. Постепенно это приводит к появлению и к усугублению хронических заболевания, например ожирения.

Наиболее распространенные варианты рисковых активностей входят в одну или несколько перечисленных групп:

  • на высоте;
  • со скоростью;
  • с инструментами;
  • вблизи опасности (на водоеме, у костра);
  • грубые (борьба);
  • без надзора взрослых.

Для заботливых родителей это сложно, но иногда стоит разрешить рискнуть. В таком случае статистика указывает, что неограниченные излишними запретами дети намного более активны после школы и в выходные. Как следствие, у них укрепляются разные системы организма:

  • костно-мышечная;
  • сердечно-сосудистая система;
  • дыхательная.

Невероятная польза с медицинской точки зрения.

Повышенная психологическая устойчивость

Не стоит думать, что ребенок ничего не понимает и потому рискует. Наоборот, существует два эффективных варианта воспитания:

  • через травмы дети учатся оценивать собственные силы и соизмерять риски;
  • через преодоление страха обретают уверенность в себе.

Если полностью исключить родительский надзор, в естественных условиях малыши будут пробовать новое. Осознают, что даже после неудачи можно повторить еще раз, изменив подход или продвигаясь к цели маленькими шагами. Поймут, насколько непростыми могут быть «глобальные» задачи вроде покорения большой горки.

Дети учатся не полагаться на родительские окрики, а самостоятельно оценивать и снижать риски для себя. Даже если это займет недели и месяцы, усвоенный поведенческий паттерн ляжет в основу будущей личности. А преодоление страхов научит быть настойчивым и устойчивым к жизненным обстоятельствам.

Не говоря уже о банальной эмоциональной разрядке. Педиатры указывают на специфические виды рисковой физической активности с частой сменой положения:

  • вращение на турнике;
  • игры на качелях и т. п.

Она не только развивает вестибулярный аппарат, но и помогает регулировать эмоции. В итоге ребенку после игры будет намного проще сконцентрироваться на занятиях.

Растущее социальное взаимодействие

Самостоятельные игры с минимальным участием взрослых не проходят в одиночестве. Большинство ситуаций, где ребенок пытается рисковать, обычно происходят в компании сверстников, а значит, подталкивают развитие социальных навыков.

Психологи считают, что отсутствие конкретных правил и четко выстроенной структуры игры заставляет обдумывать риски. А чтобы справиться, детям приходится в игровой форме учиться понимать социальные нормы:

  • укреплять навыки общения;
  • учиться взаимодействовать;
  • просить о помощи и помогать.

Рисковые ситуации в группе сверстников дошкольного возраста не так опасны. Но учат самоконтролю, который будет полезным при делегировании, взятии дополнительных обязанностей или повседневном взаимодействии даже во взрослой жизни.

Детство – время проб и ошибок, когда избавиться от травм намного проще. Не стоит лишать ребенка возможности учиться с минимальным для себя риском.

Постоянно растущая тревога

Нежелание подвергать жизнь и здоровье риску естественно. Но выход из зоны комфорта – единственный для человека способ познания мира. Испытывая что-то на личном опыте, ребенок обретает новые навыки, учится владеть телом и адаптироваться к окружающему миру.

Поэтому ни в коем случае нельзя подаваться панике. Родители должны сдерживать внутреннего защитника, сознательно позволяя малышу рискнуть. А в некоторых случаях и вовсе предлагать ему попробовать что-нибудь неожиданное. Откуда появляется страх и как его контролировать?

Естественный родительский страх

Гиперопека – главная причина некорректного воспитания. Специалисты выделяют два ключевых фактора, из-за которых взрослые отказывают ребенку в самостоятельности:

  • боязнь повторения ошибок;
  • давление общественного мнения.

В первом случае родитель вспоминает собственный болезненный опыт и опасается, что отпрыск пойдет по тому же пути. Необходимо остановиться и осознать, что дети – самостоятельные личности с собственными убеждениями и ценностями. Их опыт в любом случае будет особенным.

Мнение же окружающих (учителей, соседей, бабушек и дедушек) не должно становиться препятствием к детской самореализации. Неужели 18 лет в статусе послушного ребенка стоят того, чтобы оставшуюся жизнь человек страдал из-за психологических и социальных проблем?

Неповторимая детская индивидуальность

Иногда сами дети чересчур осторожничают. В таком случае психологи рекомендуют действовать деликатно:

  • поговорить с ребенком;
  • узнать о его опасениях;
  • рассказать о перспективах;
  • предложить альтернативные варианты;
  • деятельно мотивировать и поддерживать.

Чрезмерная пассивность вредна, поэтому иногда родителям придется подталкивать к риску. Но не принуждать!

Важно помнить, что предпочтения ребенка индивидуальны и будут отличаться от родительских ожиданий. Цели и способы достижения будут уникальными, поэтому главное - терпеливо сопровождать на всем пути, поддерживая в случае неудач. Только в этом случае маленький человечек сможет самоутвердиться, чтобы в дальнейшем двигаться по жизненному пути самостоятельно.

Естественный спутник жизни

Риск постоянно сопровождает человека. Нужно это понять и принять. Страх, чувство тревоги помогают зафиксировать опасную ситуацию в сознании, избегая наиболее печальных последствий. Но именно поэтому нельзя забрать у ребенка возможность самостоятельного получения опыта и последующего анализа. Иначе он просто не научится жить!

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А какую степень риска вы считаете допустимой для своих детей? Игры со строительными инструментами, самостоятельная готовка, ночевка с друзьями?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.