Праворукий "жужик", копия "Фиата": малоизвестные факты о самой маленькой машине СССР – "Запорожце"

«Запорожец» - это самая маленькая машина в СССР. Транспортное средство в два раза стоило дешевле Вазовских модификаций. В первые годы производства цена указанной версии составляла 1800 рублей. Следовательно, приобрести авто мог любой человек, имеющий стабильную работу и ведущий нормальный образ жизни.

Прозвища

«Первенец» комбината ЗАЗ имел множество обидных и смешных прозвищ. Среди них:

  • «Чебурашка»;
  • «Ушастый»
  • «Запор»;
  • «Горбатый»;
  • Мыльница»;
  • «Инвалидка».

На одном из собраний ЦК Партии Н.Хрущев назвал машину «консервной банкой». В результате, производители поспешили выпустить новую модификацию «Запорожца».

Праворульным «жужиком» окрестили модификацию 965С, которая предназначалась для перевозки почтовой корреспонденции. Среди особенностей – контейнер для писем на месте заднего дивана, заслонки из металла вместо задних окон, расположение руля с правой стороны. Последний момент позволял почтальону выходить непосредственно на тротуар возле почтовых ящиков.

Экспортные версии и прототипы

Запорожские автомобилестроители выпускали в свое время версию ЗАЗ-965А «Ялта», которая отличалась улучшенным оснащением. Среди особенностей – повышенный уровень шумовой изоляции, внешнее зеркало заднего вида, наличие радиоприемника и пепельницы.

Прототипом «горбатого» считается итальянский автомобиль «Фиат-600». Сходство между этими машинами заключается в дизайнерском оформлении кузовной части, конструкции узла подвески, узлами рулевого управления и трансмиссии.

В отличии от итальянского прототипа, силовой агрегат «Запорожца» разместили сзади. Также он был экономичнее «Фиата», расходуя всего 4.5 литра горючего на 100 км.

Опытные образцы и обновление

До выхода первого серийного «Чебурашки», советские разработчики создали опытную модификацию. Малолитражку пытались оборудовать мотоциклетным мотором. В 1955 году сотрудники Автомоторного института выпустили пробный экземпляр «Белка».

Машину так назвали по причине того, что изготовление планировалось в Ирбите, который является мотоциклетной столицей России и славится пушными ярмарками. Конструкторы создали пять экземпляров «Белки», которые так и не вышли в серию.

На базе «Запорожца» в 1988 году начался выпуск совершенно нового хэтчбека «Таврия» (ЗАЗ-1102). Транспортное средство кардинально отличалось от своего предшественника.

Дизайн преобразился полностью, двигатель переместили под передний капот. Кроме того, у «Таврии» фронтальный привод, а вместо атмосферного охлаждения – жидкостная система.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Какие вы еще знаете оригинальные автомобили времен СССР?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.