Дочь врага народа без права на выезд: жизнь Майи Плисецкой под присмотром КГБ

Майя Плисецкая уже при жизни стала легендой русского балета. Выдающаяся балерина способностью отдаваться чувствам и искренне любить была одарена так же щедро, как и талантом танцевать. Но мало кто знает, что известную артистку Большого театра считали английской шпионкой. Мы решили рассказать о том, как жила Майя Михайловна под присмотром КГБ и кто помог ей избавиться от ярлыка шпионки.

Статус "невыездной"

Долгие годы на пути к всемирному признанию у балерины стоял железный занавес. Плисецкая могла выезжать только в ГДР, Венгрию и Чехословакию. Дальше для нее путь был закрыт. Сама Майя Михайловна считала, что "невыездной" стала после поездки в Индию в 1953 году.

К советской группе, как и полагалось, были приставлены сопровождающие, которые день и ночь следили за артистами. Особый контроль был за Плисецкой, славящейся своим независимым характером и прямолинейностью. Театральной труппе запрещалось задерживаться у витрин магазинов, самостоятельно покидать гостиницу и с кем-то общаться без переводчика. Майя Михайловна была лицом советской труппы и каждый свой шаг согласовывала с людьми из органов. Естественно, балерине это надоело и она не сдержалась.

На приеме у Джавахарлала Неру (отец Индиры Ганди) ей отвели место рядом с премьер-министром, который общался с Плисецкой через своего переводчика. Майя заметила, как недовольно на нее смотрел "надсмотрщик", которого посадили за дальний столик. После ужина он спросил у артистки, о чем они разговаривали, на что она с явной иронией ответила:

Неру спрашивал меня про вас. Все едят, а один человек не притрагивается к еде. Он не ест по религиозным соображениям? Постится?

Этого "надсмотрщик" ей не простил и по приезде составил соответствующий отчет.

Знакомство с Джоном Морганом

Под пристальным вниманием КГБ она оказалась в 1956 году, когда познакомилась со вторым секретарем английского посольства. К слову, Морган первый подошел к балерине и заговорил на русском. Мужчина прекрасно разбирался в балете, и между ними завязалась беседа. Увидев это, сотрудники тут же взяли Плисецкую "на карандаш".

Слежку за чересчур общительной балериной установили после того, как Джон посетил ее выступление и дважды побывал в квартире Майи Михайловны. Под окнами дома регулярно дежурила одна и та же машина. Из воспоминаний Азария Плисецкого:

Заметив в очередной раз уже примелькавшийся автомобиль, мы с Аликом решили проверить его номер через Славу Погожева — истового балетомана, занимавшего одну из канцелярских должностей в ГАИ. Чтобы не посвящать постороннего человека в столь щекотливое дело, мы сочинили легенду, будто Майю обхамили из окон этой машины. Слава, страстный поклонник ее творчества, моментально согласился выполнить нашу просьбу, за что и поплатился. Его засекли в тот самый момент, когда он искал в служебной картотеке номер интересовавшего нас автомобиля. Когда у Славы сурово спросили, чем вызвано его любопытство, он слово в слово повторил нашу легенду:

— Из окон этой машины обхамили одного человека.

— Из окон этой машины никого обхамить не могли, — услышал он в ответ.

И практически моментально без вины виноватый Слава был снят с должности.

Слежка за балериной

На этом дело не закончилось. Вся семья жила в постоянном страхе, ведь подозрение вызывала любая мелочь. Однажды к балерине явился монтер телефонной станции и заменил в квартире всю проводку. Работу свою он выполнил аккуратно и четко. А потом выяснилось, что мастера никто не вызывал. Семья тщательно осмотрела каждый сантиметр нового кабеля и была уверена, что мужчина запросто мог установить прослушку.

Какой интерес Плисецкая представляла для КГБ? Вероятно, объектом слежки была не она, а Морган. Хотя балерину могли заподозрить в подготовке побега — ведь все происходило как раз перед поездкой в Европу.

Гастроли в Лондон

Азарий вспоминает, что в семье царила напряженная обстановка. Кто поедет а Лондон, а кто нет — труппа узнала накануне. Дома остался Алексей Ермолаев, которого подозревали в возможном побеге. Эсфандьяр Кашани не попал в список из-за персидского происхождения. Но когда в него попал младший брат Алик, Майя Михайловна ринулась просить за него, абсолютно уверенная в том, что она-то в Лондон непременно поедет.

Плисецкая написала Михаилу Чулаки письмо, в котором поставила ультиматум: если не поедет Алик, то она уходит из театра. Такую дерзость балерине не простили и просьбу освободить от обязанностей тут же выполнили. Правда, потом милостиво приняли обратно. Но речи о Лондоне быть не могло.

Два лучших спектакля в жизни Плисецкой

Большой театр уехал в Лондон, а в Москве были объявлены два внеочередных спектакля "Лебединое озеро". Весть о выступлении Плисецкой облетела столицу, кассы осаждались поклонниками опальной балерины, желающими заполучить заветный билет. Неожиданно для Майи Михайловны ей стали поступать звонки из разных "высоких" кабинетов с требованием предотвратить потенциальный успех спектаклей. Она ответила, что плохо танцевать не будет и запретить людям кричать ей "Браво!" тоже не в силах. Единственное, на что была согласна Плисецкая, — не выходить на сцену и отменить запланированные спектакли.

Тогда вся театральная столица пришла поддержать балерину. По признанию самой Майи, это были два лучших спектакля в ее жизни. Когда она в образе Одетты вышла на сцену, началась такая овация, что оркестр был вынужден прекратить музыку. Казалось, эти 3-4 минуты превратились в часы. Кстати, после этого стало традицией встречать долгими аплодисментами первый выход Плисецкой в "Лебедином озере".

В первый день спектакля зал был напичкан сотрудниками КГБ, одетыми в штатское. Они отнимали у поклонников цветы, а тех кто сопротивлялся, выпроваживали из зала. Многих поклонников балерины забрали на допрос, где выясняли, была ли это запланированная акция и не сама ли Майя Михайловна попросила их поддержать ее на спектакле.

У Плисецкой всегда были активные поклонники. Среди них был и сын последнего супруга Лили Брик — Василий Катанян. Режиссер-документалист в одной из своих книг поделился интересной историей. Однажды во время поездки на троллейбусе он попросил передать за проезд. Тут сидящий рядом мужчина сказал:

Ваш скрипучий голос мне знаком! Наконец-то я вас увидел. Не вы ли после каждого спектакля с участием Майи Михайловны орете: «Плисецкая, браво!»? Я играю в первых скрипках Большого театра, и мы всякий раз боимся, что вы в своем экстатическом восторге свалитесь в оркестровую яму и переломаете нам скрипки!

Тяжелые 2 года

Следующие годы после легендарных спектаклей были для Плисецкой самыми тяжелыми. О загранице можно было забыть, туда ее не пускали. Без Майи прошли гастроли в Финляндии и Швеции, вместо нее поехала Раиса Стручкова. Стоит отметить, что принимающая сторона просила приезда именно Плисецкой. В Париж поехала Ирина Тихомирнова. Не получилось поехать в 1958 году и в Бельгию.

Майя Михайловна обивала пороги администраций, но все было напрасно. Везде балерина слышала одну и ту же фразу: "Вы необходимы театру!" Сильные мира сего рассыпались перед ней в комплиментах и обещали разобраться. Вот только дальше обещаний дело не двигалось. Бесконечные письма-прошения Плисецкой оставались без ответа. Под раздачу попала и семья. Алик тоже оставался невыездным, а Азария после окончания училища не приняли в Большой театр.

В сложившейся обстановке Майя Михайловна даже думала уехать в Грузию и присоединиться к балетной труппе Вахтанга Чабукиани. Но планы изменило знакомство с человеком, который положил конец ее мытарствам.

Знакомство с композитором

Первым супругом Плисецкой стал Марис Лиепа, который с ее помощью попал в Большой театр. Для родственников замужество Майи Михайловны стало полной неожиданностью. Пара расписалась в районном ЗАГСе, не предупредив никого. А после регистрации она пришла в родительский дом и объявила матери, что они с Марисом поженились, на что Рахиль Михайловна вскользь обронила:

Ну, с этим не поздравляют.

Женщине с самого начала стало понятно, что долго этот брак не продлится. Так и случилось. Артисты не ругались, не били посуду, а просто поняли, что не подходят друг другу. Официально брак Мариса и Майи продлился три месяца, но совместная жизнь продолжалась всего несколько недель.

Со вторым супругом балерина познакомилась в гостях у Лилии Брик в 1955 году. Правда, тогда особых чувств между ними не возникло. Страсть и любовь настигли их спустя 3 года, когда Родион Константинович работал над музыкой к балету "Конек-горбунок". Для вдохновения Щедрину рекомендовали посетить занятие Майи Михайловны в балетном зале. Поженились они в тот же год и прожили вместе 57 лет.

Конец мытарствам

Благодаря Родиону Константиновичу с Плисецкой сняли ярлык шпионки. Щедрин лично написал от имени супруги письмо Первому секретарю ЦК КПСС. Расчувствовавшийся Хрущев после прочтения письма положил конец преследованиям балерины со стороны КГБ и приказал отправить Майю Михайловну вместе с труппой на гастроли в Америку. К слову, после 9-месячного простоя в Большой театр приняли и родного брата балерины, Азария, поскольку все происходящее с сестрой аукнулось и на его карьере.

В Нью-Йорке Плисецкая встретилась со своими родственниками, которые собрались в одном доме, чтобы устроить в ее честь прием. Забавно, что из всех присутствующих по-русски говорил только ее престарелый дядюшка.

Спустя 73 дня (столько длились гастроли) Майя Михайловна вернулась на родину, где вскоре ей присвоили звание Народной артистки СССР. Это была благодарность от властей за то, что она не сбежала. Хотя у балерины таких мыслей не возникало. Ведь в Москве ее ждали муж, сцена и любимые зрители.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы знали об этой главе в биографии известной балерины?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.