Зубрежка в ночь перед экзаменом: причины низкой эффективности такого способа обучения

Пожалуй, всем нам знакома ситуация, когда готовиться к ответственному экзамену приходится буквально в последний момент. Нередко студенты не спят всю ночь, стремясь запомнить все, что так и не успели выучить за семестр. Неоднократно проводимые исследования доказывали, что такой способ зубрежки совершенно неэффективен, но многие студенты его по-прежнему используют. Почему это бесполезно, расскажем далее.

Знакомый сценарий

Утром экзамен, а вы не успели подготовиться. Около 10 часов вечера вы, наконец, садитесь, чтобы за раз осилить весь материал. Шесть часов спустя вы немного поспите, а затем совершенно разбитый отправитесь в университет или школу.

Это давно всем известный метод зубрежки. И хотя ученики, родители и преподаватели давно знают, что он не идеален, в крайних обстоятельствах может чем-то вам помочь. Например, получить удовлетворительную оценку, но не более.

Зубрежка не позволит вам усвоить знания настолько, чтобы они улеглись в вашем сознании. "Все, что вы заучите, очень скоро забудется", - говорит профессор факультета психологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Роберт Бьорк.

К тому же это может привести к полному провалу на экзамене. Мозг будет хорошо работать с точки зрения производительности, когда вы начнете зубрить, но только в краткосрочной перспективе. После наступит полное забвение. Учеба будет бесполезной.

Забывание большей части того, что вы узнали, не единственный недостаток зубрежки. Исследователи обнаружили, что потеря сна ночью также приводит к остаточным проблемам в течение нескольких последующих дней.

Долговременное обучение

Повторение - мать учения. Более чем столетние исследования доказывают, что если вы изучаете что-то дважды, это запоминания намного лучше. В этой ситуации подключается ваша долговременная память. Психологи связывают такую ситуацию с пространственным эффектом.

В результате зубрежки студенты часто заучивают информацию, но совершенно ее не запоминают. Вместо того, чтобы сразу же просматривать материалы в течение всего года или семестра, учащиеся делают это только в последний момент. Есть множество подтверждений тому, почему работа долговременной памяти более эффективна.

Бьорк объясняет, что когда студент изучает что-то из книги, а затем сразу же просматривает ее еще раз, он будет кодировать информацию определенным образом. Чем больше информации ученик сможет воспринять таким образом, тем лучше он ее усвоит. Это означает, что даже изучение одного и того же материала в двух местах может помочь по-разному ее кодировать. Поэтому процесс обучения пройдет более успешно.

Напряженно вспоминаем

Другая идея состоит в том, что, чем труднее нашему мозгу что-то вспомнить, тем сильнее будут последствия его отзыва для долгосрочного обучения. Например, если вы постоянно общаетесь с человеком, то можете сразу вспомнить его имя.

Однако, если вам удастся вспомнить имя малознакомого приятеля через час после общения, у вас будет больше шансов воспроизвести его днем или неделей позже, потому что придется приложить меньшие усилия.

Концентрируем внимание

Третья причина, по которой информацию нужно воспринимать несколько раз через определенные промежутки времени, заключается в том, что люди обращают меньше внимания на вторую презентацию материала, который они только что видели. Ведь эта информация им хорошо знакома.

Когда второй раз материал презентуют через какое-то время, он перестает быть настолько знакомым, поэтому внимание к нему повышенное.

Хотя временные интервалы могут замедлить процесс обучения, потому что вы будете учиться более одного вечера, это значительно повысит эффективность, снизит вероятность того, что все это вы скоро забудете.

Тем не менее, многие студенты продолжают выбирать зубрежку и верят в ее эффективность.

Исследование, проведенное в 2009 году доктором Нейлом Корнеллом из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, показало, что интервалы между восприятием информации были более эффективными для 90% участников.

Разнородная информация

Важное значение имеет не только временной эффект. Недавние исследования показали, что значительно помогает изучение разных материалов в один период.

Эта концепция, называемая чередованием, состоит в том, что вы работаете над одним навыком или изучаете какой-то предмет в течение короткого периода времени. Затем переключаетесь на другой, затем, возможно, на третий, затем снова на первый.

В 2015 году было проведено тестирование чередования в девяти классах средней школы с преподаванием алгебры и геометрии. На следующий день после того, как урок был завершен, школьники, которые чередовали материал, показали результаты на 25% лучше, чем те, кто обучался стандартным методом, сначала освоив один пласт информации, а затем перейдя к другому.

Советы при подготовке к экзамену

Это отличные новости. Подготовка к экзамену или завершение большого проекта не должны вас сильно пугать. Чередование имеет свои очевидные преимущества.

Вместо того, чтобы пытаться выделить два часа на подготовку к тесту по математике, изучайте предмет в течение 30 минут, затем переходите на иностранный язык, а потом выполните задание по литературе. Позже снова вернитесь к математике.

С помощью такого метода вам удастся удерживать внимание более длительное время. Сам процесс обучение будет проходить намного качественнее.

Это важная информация как для учителей, так и для студентов. Вместо того, чтобы преподавать тему в одном блоке, а затем переходить к другому, преподавателям будет полезно потратить время на другую тему.

Все эти советы помогут вам учиться намного продуктивнее.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как Вы готовитесь к экзаменам?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.