Нет ли лишнего билетика? Что и как показывали в кинотеатрах советской эпохи

Как вы думаете, сколько советских людей посещало в выходные кинотеатры Москвы? Более полумиллиона! А в будние дни — около 300 тысяч. Как писали в своих заметках корреспонденты того времени: «Самым главным вопросом человека советской эпохи был: "Нет ли лишнего билетика?", что свидетельствовало об общей культуре в СССР».

В кинотеатре были дермантиновые сиденья с тонким слоем поролона и большой экран...

Вы знали, что финским холодильником «Розенлев» могли пользоваться только большие советские начальники? Нет? А между тем наличие его определяло статус владельца. Такое мы могли увидеть только в советском кино, которое отражало реальный быт и настроения наших соотечественников, живущих при Хрущеве, Брежневе, в эпоху больших перемен.

Не помните, куда пригласил герой фильма «Три тополя на Плющихе» приглянувшуюся ему девушку? Все верно — в кино.

Именно там, на широком экране, москвичи могли увидеть кто и как живет, о чем говорят в советских семьях, какие проблемы решают и к чему стремятся. А стремились все только к одному: чтобы страна была единой и неделимой. По-другому и быть не могло: строгость цензуры заставляла показывать то, что бы формировало взгляды истинно советского человека. Даже несмотря на то, что оно создавало вымышленные персонажи и изначально было искусством. То есть ненастоящим.

Детям до 16...

В каждом уголке Москвы был свой кинотеатр. На каждом из них можно было увидеть огромную афишу. Тогда советские художники были очень востребованы: они рисовали афиши и день, и ночь, чтобы привлечь публику. Но людям не нужна была реклама. Они и так спешили купить билет на премьерный показ того или иного фильма. В год московские кинотеатры могли принять более 100 миллионов зрителей.

Как пишет Александр Васькин, автор книги о москвичах того времени, если на экране показывали «взрослое кино», где был хотя бы малейший намек на поцелуй влюбленных, будь они хоть в валенках и телогрейках, — дети такие сеансы не посещали. Такие ограничения считались строгими.

А вот на субботний сеанс — пожалуйста! В любой советской школе продавали билеты в кино для школьников. Все старались учиться хорошо: было бы досадно из-за двойки не пойти в кинотеатр и пропустить очередную серию «Ералаша» или «Хочу все знать!»

По названиям тогдашних фильмов можно было выучить всю историю и географию: «Броненосец "Потемкин"», «Ангара», «Родина», «Россия», «Байконур» и т. д. Билет на сеанс можно было купить за копейки, в кинотеатрах не было свободных мест. Хоть они и не отличались удобством.

Культ кино

На кого хотели быть похожими советские девушки? Конечно, на своих любимых киноактрис. К слову, многие из них стали известными не только в своей республике, но и во всем Советском Союзе — ведь их знали все. Не было ни одной булочной, где бы ни обсуждали вчерашнюю премьеру.

Героиня фильмов «Старшая сестра» (1967) и «Еще раз про любовь» (1968) Татьяна Доронина стала одной из самых востребованных актрис того времени. Благодаря советскому кинопрокату и участию в фильмах «Русское поле» (1972) и «Возврата нет» (1974) Нонну Мордюкову знал весь Советский Союз. Как и других: Вию Артмане, Аду Роговцеву, Светлану Тома, Тамару Семину, Людмилу Савельеву, Людмилу Чурсину, Инну Чурикову, Наталью Гундареву и т. д.

Ими восхищались, на них хотели быть похожими, их боготворили, им завидовали...

А вот новинки западного кинематографа часто показывались с большим запозданием. Строгая цензура не позволяла показывать некоторые фильмы. Каждый из них проходил жесткий отбор специальной комиссии во главе с первыми руководителями бывшего советского государства.

Так, например, «Клеопатру» в главной роли с Элизабет Тейлор советский зритель увидел лишь в середине 70-80 годов, несмотря на то, что фильм появился в 1963 году. Саму пленку несколько раз перемонтировали, прежде чем она попала на экран большого кинотеатра. По этой причине многие западные фильмы отличались от тех, что мы видели на киноэкранах в 20-е годы XIX века. Тогда это не было так заметно, поскольку озвучка фильмов была советской, а оригинальные кадры были без звукового сопровождения.

Именем героев называли своих детей

Далеко не все картины имели шанс на то, что они будут показаны в советской столице. Так было и с мексиканской мелодрамой «Есения». Ее показали на родине в 1971 году. И только четыре года спустя она попала на советский экран.

Эта картина всколыхнула весь Советский Союз. За первый год на нее было продано немыслимое количество билетов. Именем главной героини, Есении, особо впечатлительные стали называть своих детей. Люди томились в огромных очередях, чтобы посмотреть этот фильм. Потом появились другие.

Отдельного внимания заслуживали голливудские вестерны. Билеты на них разбирали как горячие пирожки. Вспомнить хотя бы «Золото Маккенны», который был снят в конце 60-х. В этом же фильме звучал и голос некогда популярного артиста советской эстрады Валерия Ободзинского.

«Прозападное» кино

Некоторые настолько полюбили «прозападное» кино, что об этом даже упомянули в одном из фильмов об участковом Анискине. И не было преувеличением то, что американские вестерны тлетворно влияли на советских кинозрителей.

Был случай, когда товарищ Хрущев выразил свое недовольство «Великолепной семеркой», которую сняли в Америке в начале 60-х. Про Бриннера и Бронсона он сказал, что они прекрасно играют, но в этих фильмах слишком много насилия для советского зрителя. Об этом Хрущев заявил журналистам-иностранцам.

Первый московский кинофестиваль

В конце пятидесятых годов Москву накрыла волна международных кинофестивалей. Самый первый из них случился в Москве в августе 1959 года. Говорят, что «Вестсайдскую историю» впервые увидели именно на показе в рамках кинофестиваля.

В те дни Москва словно бы ожила: все жаждали смотреть кино! Такого ажиотажа не было еще никогда. Люди часами выстаивали очереди в кассу, чтобы пробиться на показ иностранного кино. И их можно было понять.

Советский кинопром в лучшем случае выпускал не более десятка фильмов в год, и их крутили в течение года один за другим. И этот «киношный голод» вызвал небывалый интерес к новинкам западной киноиндустрии.

Помимо итальянского кино, которые стало очень популярным в советской среде в послесталинское десятилетие, также в отечественном кинопрокате было востребовано индийское и китайское кино.

Кино и политика

До начала пятидесятых все фильмы лично проходили проверку у Иосифа Виссарионовича. Сталин часто решал судьбу того или иного фильма. Советского режиссера могли наказать, если образ вождя был подан не так, как надо. Хорошо, если в ссылку не отправили.

Политическая конъюнктура играла непосредственную роль в появлении новых фильмов на советском экране. И когда Сталин умер, то главе советского Минкульта ничего не оставалось, как поручить это дело своей теще, которой он доверял. По крайней мере, таков был его ответ журналистам.

За что Кубрик переменил отношение к властям Советов?

Дело было в Москве. После презентации «Космической одиссеи» в Москве Стэнли Кубрику вручили награду. Власти Советов похвалили режиссера, похлопали его по плечу и дали приз. За технические средства, которые он использовал в своем фильме. И после того Кубрик почему-то сменил свое отношение к советским властям.

Это предвзятое отношение первых лиц государства не имело ничего общего с тем, что новые фильмы желали смотреть. «Расемон», «Крестный отец», «Нюрнбергский процесс», «Космическая одиссея», «В джазе только девушки», «Звуки музыки» и «Моя прекрасная леди», а также «Римские каникулы» — все эти картины были популярны среди киноманов.

Некоторые даже проносили фотоаппараты на сеанс, чтобы успеть снять своих кумиров. А потом продать эти фото за копейки. Жажду кино не поборола ни политика, ни цензура. А вы как относитесь к советскому кино?

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
В принципе, со всем согласна с автором статьи. Только один нюанс вызывает вопрос."А стремились все только к одному: чтобы страна была единой и неделимой. По-другому и быть не могло: строгость цензуры заставляла показывать то, что бы формировало взгляды истинно советского человека. " И как пример - кадр из "Трёх тополей на Плющихе"...
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.