Халсендс: деревня, которую поглотило море

Остров Великобритания год от года становится меньше и меньше. Постоянно несколько метров земли смывают волны Атлантического океана. Каждые несколько десятков лет здесь пропадает площадь, на которой могла разместиться целая деревня. У берегов Йоркшира на севере до знаменитых меловых скал на южном побережье Англии холодное море забирает землю. Береговая линия Холдернесса, в частности, на восточном побережье Англии, как раз к северу от устья реки Хамбер, одна из самых быстро выветриваемых береговых линий в Европе - из-за слижком уж мягких глиняных утесов и мощных волн. С поздних времен Римской империи около пяти километров земли было поглощено морем, включая как минимум 23 города и деревни.

Деревня Халсендс

В то время как эрозия побережья является неизбежным естественным процессом, порой деятельность человека, подпитываемая жадностью, тоже может стать ее причиной. Довольно известным примером вызванной людьми эрозии является ныне заброшенная, а прежде довольно симпатичная прибрежная деревня Халсендс в Южном Девоне. На рубеже XX века здесь располагалась небольшая рыбацкая община, насчитывающая около сорока строений и население в 160 жителей. К началу 1917 года здесь остался всего один дом. Но эрозия в этом месте не была постепенной, это произошло резко - деревенька просто исчезла с лица земли. За одну ночь.

Что представляла собой деревня

Эта деревня была построена на скалистом выступе под высоким утесом, на побережье графства Южный Девон, у Ла-Манша. Это было безопасное место. По крайней мере, так казалось жителям этого населенного пункта. Море здесь было не слишком бурным, от волн деревню Халсендс отделял широкий галечный пляж, он обеспечивал защиту от мощных волн, идущих с востока. Даже Великая метель 1891 года, обрушившаяся на Южную Англию и потопившая десятки судов в Ла-Манше, не смогла причинить ущерб небольшой деревне. Однако все изменилось три года спустя.

Вмешательство Королевского флота в природу

В 1894 году руководство Королевского военно-морского флота решило расширить военно-морскую верфь недалеко от Плимута. Для воплощения проекта требовалось порядка 400 000 кубических метров мелкой гальки. Было решено, что черепица будет извлечена из залива Старт, к северу от Халсендса. Работы начались в середине весны 1897 года, каждый день из воды вынимали более полутора тысяч тонн материала. Эффект от операции был замечен на деревушке Халсандс почти сразу: пляж начал терять свою форму и уровень, что встревожило жителей деревни. Население рыбацкой общины обратилось к местному депутату за помощью. Жители деревни надеялись на то, что он вмешается, и деятельность прекратится. Было проведено расследование, но инженерная фирма, которой был предоставлен контракт на дноуглубительные работы, утверждала, что пляж будет естественно пополнен новым песком и галькой в течение всего лишь одного года, поэтому дноуглубительные работы продолжались.

Игнорирование очевидного

Тем, что не было понято вовремя (или, может быть, понято, но проигнорировано), было то, что галька на Халсендс-бич возникла тысячи лет назад, подняв моря после Ледникового периода. Там не было запаса речника где-то в канале, который мог бы со временем заменить то, что было извлечено. Поэтому, когда гальку убрали, волны и течения начали заливаться непосредственно в отверстия с мелкой галькой с пляжа, что в считанные месяцы сделало его более узким. Разумеется, это привело к тому, что вода поднялась вверх по берегу - в сторону деревни. Весенний прилив, который обычно останавливался в 25-30 метрах от деревни, после дноуглубительных работ подошел так близко, что от воды деревню отделяло менее метра! К 1900 году в домах в южной части деревни начали появляться трещины, а стена, защищавшая от волн, была сметена.

В конце концов оппозиция из нескольких рыбацких деревень, также пострадавших от дноуглубительных работ, вынудила Совет по торговле отозвать лицензию на дноуглубительные работы в 1902 году. Однако ущерб был нанесен - всего за пять лет отсюда было перевезено 660 тысяч тонн материала. Разумеется, жители деревни Халсандс начали переезжать, а к 1906 году в населенном пункте осталось всего 79 человек. Тогда здесь возвели новая крепкую морскую стену, и жители деревни верили, что их худшие дни закончились.

Но, как оказалось, все еще было впереди.

Ночь, изменившая все

26 января 1917 года на восточное побережье обрушился сильный восточный ветер, дующий по каналу. Штормовой ветер поднял огромные волны и врезался в дома на высоте крыши. Здания, построенные на уступе, обрушились, а дома на возвышении были избиты ветром, волнами и камнями. Чудесным образом все 79 жителей деревни выжили и спаслись. На следующий день солнце поднялось и осветило ужасающую картину: практически все дома смыло в море. А еще через пару дней прилив сломал дамбу и затопил то, что осталось от деревни.

Было проведено расследование, но результаты его так и не были обнародованы. Совет торговли отрицал свою ответственность, но в конце концов согласился заплатить жителям деревни небольшую компенсацию.

Наши дни

Сегодня здесь располагается новая деревня. Конечно же, она построена выше на скале, с нее открывается вид на место катастрофы. Со смотровой площадки можно увидеть некоторые руины старой деревни, которые до сих пор стоят как напоминание о безумии человека и последствиях его желания вмешиваться в силы природы.

Табличка на смотровой площадке знакомит посетителей с пророческими строками из стихотворения Джона Мейсфилда, которые были написаны за пятнадцать лет до трагедии. Дословно эти строки можно перевести так: "Его жалкие руины, совершенно затонувшие, покажут, как грубая жадность мужчин помогает накормить жадное море".

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.