Как средства массовой информации влияют на наше восприятие лишнего веса

Ученые из Стэнфорда и из университета Чапмэна недавно опубликовали результаты исследования, связанные с особенностями восприятия лишнего веса. Эти данные показывают, каким образом человек воспринимает относительно полных и худых персонажей в журналах и на телевидении.

Проблема лишнего веса

Почему исследователей заинтересовал этот вопрос? Дело в том, что даже небольшой лишний вес в настоящее время часто приводит к социальной стигматизации. Полные люди нередко не могут претендовать на равные с худыми рабочие места, зарплаты, образование, и даже медицинскую помощь.

На чем базировался эксперимент

Команда ученых провела три эксперимента, в процессе которых участники читали настоящие новостные статьи. В данных заметках лишний вес позиционировался по-разному. Эти три взгляда были взяты из книги доктора Абигайль Сэгай (одной из научных сотрудниц исследования) "Что не так с лишним весом?". Посыл статей, которые читали испытуемые, попадал в одну из следующих категорий:

  • "Полные люди имеют права, равные со всеми остальными". Данная позиция делает акцент на том, что лишний вес представляет собой одну из возможных и вполне допустимых форм существования человеческого тела. Дискриминация по признаку лишнего веса недопустима.
  • "Здоров при любом весе". Эта позиция обращала внимание читателей на необходимость скорее вести активный образ жизни, нежели пытаться избавиться от жира. Человек может и должен следить за здоровьем вне зависимости от того, есть у него лишний вес или нет. Поэтому даже наличие нескольких килограмм на талии - еще не повод забывать о здоровом питании и физических упражнениях.
  • "Восприятие полных людей привело к кризису". Данная точка зрения представляет лишний вес как одну из острых социальных проблем. Полные люди настолько подвержены дискриминации, что это требует вмешательства на государственном уровне.
  • "Личная ответственность". Плохое питание и недостаток физической активности - это личный выбор человека. И он сам виноват, что стал полным.

В процессе проведения эксперимента участники получали на руки реальные журналы со статьями, в которых отображалась одна из перечисленных точек зрения. Затем они садились перед экранами компьютеров, на которых демонстрировались изображения женщин разного размера. Испытуемых спрашивали, могут ли эти дамы быть здоровыми в своем весе. Исследователи пришли к выводу, что людей можно подвести к более лояльным взглядам на лишний вес по отношению к тем, кто в обществе считается полным.

Мнение опрошенных

Те, кто читали информацию по теме "Здоров при любом весе" и "Полные люди имеют права, равные со всеми остальными", были больше склонны утверждать, что изображаемые на экранах женщины вполне могут быть здоровыми. Так считали от 65% до 71% испытуемых во всех сериях эксперимента. Другие результаты были показаны теми, кто читал статьи, идеи которых попадали под одну из двух последних категорий. Порядка 25-27% из этой группы были настроены оптимистично по отношению к предъявляемым им образам полных женщин. Некоторые из них хотели сказать, что, возможно, эти дамы и могут быть здоровыми. Но число таких участников было невысоким. Некоторые испытуемые относились к полным женщинам с предубеждением, считая, что они сами себя подвергают опасности лишнего веса.

Выводы исследователей

"Людям нужно дать понять, что полнота еще не свидетельствует о наличии или отсутствии личных качеств", - поясняет Абигайль Сэгай. "Даже если СМИ делают акцент на то, что проблема лишнего веса обретает социальную значимость, это еще не позволяет в полной мере смягчить отношение к полным людям. Общество все еще относится к ним с ненужным предубеждением. И даже несмотря на то, что движение боди-позитива получает все большую популярность, дискриминация полных людей никуда не исчезает. Чтобы изменить это отношение, нам нужны более радикальные меры. В частности, СМИ должны пропагандировать не образы истощенных диетами моделей, а идею о том, что человек может успешно заботиться о своем здоровье, находясь в любом весе".

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.