Сельскохозяйственные культуры теперь будут опылять пчелы-роботы?

Обычные медовые пчелы опыляют около трети всех растений, потребляемых человеком в пищу. Однако из-за крайне вредных, сильных и повсеместно используемых инсектицидов на основе неоникотиноидов пчелиные колонии стали вымирать с огромной и устрашающей скоростью.

Угрозы

пчелы

Пчелы вымирают тысячами и сотнями тысяч из-за болезней, потери безопасных мест обитания и синдрома разрушения колоний – феномена, при котором рабочие пчелы покидают свои колонии, оставляя достаточно пропитания только для роста молодых пчел и поддержания здоровья королевы. Синдром разрушения колоний является крайне опасным не только для производства меда, но и для множества экосистем, зависящих от деятельности пчелиных колоний.

Различные вирусы и отравления вредными химикатами приводят к тому, что больше двух третей рабочих пчел теряются в полях и не могут найти дорогу в улей. Раньше число потерявшихся пчел не превышало одной трети.

Основные причины

растения

Повсеместное использование вредных инсектицидов и пестицидов, особенно на основе неоникотиноидов, приводит к отравлениям и заболеваниям рабочих пчел. Недавно появились научные данные, подтверждающие, что неоникотиноидные инсектициды тесно связаны с ростом количества случаев синдрома разрушения колоний.

Еще одной важной причиной вымирания медоносных пчел являются паразиты и другие патогенные микроорганизмы. Привезенный из Индии клещ Варроа вызывает варроатоз и опасен не только тем, что вызывает дезориентацию пчел, но и тем, что он необычайно легко адаптируется к любым попыткам его уничтожить. Эти клещи не убивают самих рабочих пчел, но паразитируют на их личинках, приводя к тому, что потомство исчезает. Возможно, из-за этого пчелы и покидают колонии.

Последствия

пчелиные колонии

Вследствие отравления окружающей среды и растений химикатами, а также развития новых, устойчивых заболеваний, некоторые виды пчел были добавлены в список видов, находящихся под угрозой вымирания.

Болезни, неадекватное поведение и вымирание рабочих пчел – сравнительно глобальное явление, и его масштаб и скорость заставляют не только ученых, но и государственных деятелей по всему миру задуматься над тем, чем оно может грозить для агрикультуры и экосистем. Дело в том, что под угрозой вымирания находятся не только пчелы, но и некоторые виды бабочек, в том числе и бабочки-монархи.

Меры предотвращения

борьба

Правительство США опубликовало национальную стратегию по защите опылителей, согласно которой планируется к 2025 году добиться следующих результатов:

• восстановить здоровье колоний медоносных пчел;
  • увеличить количество Восточных бабочек-монархов до 225 миллионов особей;
  • улучшить и очистить от химикатов три миллиона гектаров земли, чтобы обеспечить опылителей безопасной средой обитания.

Однако, исходя из опыта провинции Онтарио, Канада, очищение земли от неоникотиноидов может оказаться совсем не простым заданием и в 2025 году может оказаться недостаточно опылителей, чтобы населить эту территорию.

Запрет неоникотиноидов

запрет

В провинции Онтарио правительство приняло решение сократить использование вредных инсектицидов на 80% к 2017 году, потому что они уже стали причиной гибели миллионов пчел.

После того как в землю высаживаются семена растений, обработанные неоникотиноидными инсектицидами, они выделяют вредные для пчел и других опылителей химикаты на протяжении всего периода своего роста. Это противоречит заявлениям производителей этих средств обработки, которые утверждали, что химические вещества разлагаются и не наносят вреда экосистеме.

Компоненты таких пестицидов обнаруживаются в почве и на растениях. Кроме того, следы этих химикатов найдены даже на полях, где не используются инсектициды. Все дело в том, что пчелы во время опыления переносят эти вещества с одного растения на другое, тем самым распространяя химикаты. Но это не самое страшное. Эти вредные вещества затем отправляются в пчелиный улей, где вредят всей колонии.

Технологические меры

роботы

В то время как правительства пытаются выработать активные и эффективные стратегии, ученые тоже не остаются в стороне. Они активно ищут иные подходы к решению проблемы.

Исследователи Гарвардского университета создали небольшого робота, размером с пчелу, который способен взлетать и кружить на небольшом расстоянии над землей.

технологии

Детали новой разработки были опубликованы в журнале Science и описывают нового робота как еще один шаг на пути к открытию, способному спасти экосистемы и агрикультуру. Новый робот сможет не только взлетать и кружить над землей, но и переносить больший вес, чем более ранние разработки.

Ученые, работавшие над предыдущими версиями робо-пчелы, сталкивались с рядом трудностей, поскольку крайне сложно создать робота, способного оставаться достаточно легким, чтобы парить в воздухе и не повредить деликатную структуру цветка. Однако, учитывая последние достижения, ученые уверены, что с учетом финансирования они смогут в течение следующего десятилетия создать технологически-совершенных роботов, способных опылять растения вместо пчел.

Вероятность опыления роботами

опыление

Учитывая то, что правительства большинства государств гораздо больше озабочены опасностью для агрикультуры, чем для самих пчел, вероятность финансирования таких технологических проектов значительно возрастает.

Однако робо-пчелы пока не представляют собой идеального решения. Они все еще не могут работать так же слажено, как улей или целая колония. Чтобы действительно заменить собою пчел, роботы должны быть способны выполнять задание не только автономно, но и координируясь с другими роботами, которых должно быть как минимум сотни тысяч. Кроме того, роботы должны быть сравнительно устойчивыми и уметь адаптироваться к переменным условиям, иначе неудача или потеря нескольких роботов отразится на работе всей группы.

вымирание

Все это крайне сложно продумать и усовершенствовать, именно поэтому ученые настаивают, что робо-пчелы должны стать лишь крайней мерой и правительство должно быть в первую очередь озабочено сохранением здоровья живых медоносных пчел и борьбой с синдромом разрушения колоний.

Как спасти пчел?

Большая часть последних исследований причин вымирания пчел связывает феномен с повсеместным использованием пестицидов и других вредных химикатов.

Опубликованное в июне исследование Гарвардских ученых напрямую связывает неоникотиноиды с синдромом разрушения колоний и утверждает, что этот синдром является не только причиной дисфункции пчелиных колоний, но и причиной смерти пчел. Стоит отметить, что неоникотиноиды являются самым популярным компонентом инсектицидов.

пчела

Инсектициды, фунгициды и пестициды причиняют непоправимый вред пчелиным колониям везде, где используются современные химикаты. Исследование, опубликованное в журнале Nature, утверждает, что пчелы, находящиеся под влиянием химикатов, используемых в сельскохозяйственной промышленности, в два раза чаще теряются и не могут найти дорогу к улью, в отличие от пчел, обитающих в здоровых регионах. Кроме того, те особи, которым удается вернуться в колонию, теряют продуктивность в сборе пыльцы.

Еще одним доказательством того, что химикаты являются причиной вымирания пчел, является географический профиль синдрома разрушения колоний. Синдром распространен в тех регионах, где используются инсектициды и пестициды.

Пчелы, найденные мертвыми в полях, демонстрируют признаки отравления химическими веществами. Иногда это отравление настолько сильно, что пчела не может найти в себе силы вернуться в улей и умереть там.