Заброшенные дома - российские деревни безнадежно пустеют. Как живут те, кто еще там остался?

Российская глубинка пустеет, этот процесс необратим. Заброшенные дома и последние жители умирающих хуторов и деревень Воронежа представляют собой невеселое зрелище. Пройдет лет 10-15 - останутся ли эти поселения на карте или исчезнут с лица земли - об этом можно только догадываться.

Бирючий

В поселке Бирючий, расположенном в Грибановском районе, постоянно проживает восемь человек. Он расположен примерно в 1,5 км от центрального села Калиново. В 200 м от трассы на улицах Дорожная и Запрудная стоят дома.

Сотрудник местной администрации Ольга Горемыкина родилась здесь, а жила в Воронеже, но вернулась сюда, чтобы помогать матери Александре Кузьминичне, которой исполнилось 80 лет.

Бирючий основали в 1923 году. В 1970-х здесь построили начальную школу, магазин, сельсовет. В конце прошлого века поселок насчитывал порядка 50 домов с примерно 150 жителями, в 2001 году после того, как колхоз "Калиновский" развалился, люди начали покидать родные места.

Самой молодой жительнице 57 лет, ее зовут Надежда Поздеева, она - социальный работник, помогает пожилым местным жителям.

Старейший житель - 87-летний Василий Иванович Леньшинч является лучшим плотником в округе. Пятнадцать лет назад он смастерил дубовый крест на свою будущую могилу, высота сооружения - 280 см, а весит оно порядка 100 кг.

Кто-то из жителей держит пчел, у кого–то куры и петухи.

Хутор Самойленко

В этом поселении Подгоренского района постоянно живут шесть человек.

Поселение находится в 5 км от центра – хутора Большой Скорорыб. Название пошло от фамилии братьев Самойленко – эти люди служили при царе и прибыли на эти земли в начале 18 века. В 1900 году хутор насчитывал 114 дворов и 735 человек.

На хуторе стоял храм, но перед войной его разобрали, на его месте построили клуб. После войны здесь организовали колхоз "Новая жизнь". Сегодня на хуторской территории осталось порядка 20 домов, большинство из них используются под дачи. Много заброшенных строений.

Местный мастер делает работы со смыслом

Местный житель Юрий занимается резьбой по дереву, у него много работ с интересными сюжетами - как пожилой человек косит траву и нечаянно задевает птичье гнездо в траве, а затем, крестясь, начинает просить прощенья у летающих встревоженных птах. Есть и такой сюжет - черт смотрится в безобразную жабу, будто в зеркало. Все работы Юрия несут философский подтекст.

Несколько заказов мастер выполнял для баров и ресторанов, но его товар не имеет особого спроса - изделия трудны для понимания, рассчитаны на думающих людей.

Хутор Панково

Здесь, в поселении Каменского района постоянно живут семеро.

Поселение расположено в семи километрах от центра – села Карпенково. Панково было основано в начале 19 века. В 1900 году здесь в 10 дворах жили около 70 человек, стояло 2 общественных здания и 4 ветряные мельницы. В 2009 году здесь остались всего 23 жителя.

Улица Чапаевская - единственная на хуторе, в самом ее конце живут супруги Василий Артеменко и Александра Кислицина, обоим по 80 лет.

Они вместе уже 60 лет, у них 3 детей, 5 внуков и 2 правнука, а официально они не расписаны. Александра Федоровна много лет работала полеводом в местном колхозе имени Чапаева. Василий Маркович трудился чабаном. Если заглянуть в их семейный альбом, можно найти черно-белый снимок красавца-хозяина, который восседает на коне посреди стада овец.

50 лет назад Василий Маркович слыл лучшим гармонистом во всей округе. Сегодня дедушка практически ничего не слышит, но инструмент свой нежно любит и по сей день.

В соседском доме никто не живет - окна и двери распахнуты настежь, кажется, что кто-то сюда должен обязательно вернуться. Но там произошел несчастный случай.

Еще одна соседка - Александра Панкова, которой 80 лет, живет одна, супруг Николай Павлович умер около 30 лет назад.

У бабушки 2 детей, 10 внуков и 2 правнуков. Она рассказала, что в колхозе работала с 12 лет, пробовала абсолютно все - была и свинаркой, и дояркой, и свекловичницей. На печке Александры Григорьевны можно увидеть чугунок объемом 20 литров, в нем пожилая женщина греет воду - постирать да помыться. Внуки и дети зовут ее к себе, но уезжать она не желает.

Старожил Панково

Старейшая жительница хутора – 85-летня Мария Артеменко живет вместе с племянницей Валентиной и ее мужем Анатолием. Они уже 10 лет как переехали сюда из Челябинска, и пока что не планируют возвращаться в цивилизацию.

Валентина является уроженкой Панково. Она приехала на хутор ухаживать за своей мамой Анной Ивановной, родной сестрой Марии Ивановны. Мама умерла в 2012 году, и Валентина не смогла бросить тетю, у которой не было своих детей, муж был бывшим колхозным бригадиром и умер в 2007 году. Ухаживать за бабушкой некому - в дом престарелых ее отдавать не позволяет совесть. В квартире Валентины и ее мужа в Челябинске живут их дети, а они с супругом обитают на родине Валентины.

Дом Марии Ивановны имеют главную достопримечательность - это сундук из дерева, который еще в далеких 50-х смастерил известный в округе мастер из села Карпенково. В сундуке хранилось бывшее приданое хозяйки этого дома. Муж часто говорил супруге:

Проживем, Маруся, не горюй!

Так и прожили они 65 лет как один день - верой и правдой, любили и уважали друг друга. Крепкие браки были раньше, чего не сказать о современных.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как считаете вы, правильно ли подвели нас к тому, что вся российская глубинка вымерла? Кто заселит теперь эти территории?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.