Десять необычных фактов об истории создания корпорации Nike

Ника - это богиня победы, в честь которой была названа знаменитая марка обуви. В 2018 году фирма "Найк" стала самым прибыльным спортивным брендом на планете с оценочной стоимостью в 28 миллиардов долларов. В этой статье мы расскажем несколько удивительных фактов из истории этой корпорации.

Вафельница в помощь

В 1950-е годы тренер по легкой атлетике Билл Бауэрман обеспокоился тем, что обувь, в которой выступают его спортсмены, низкого качества. К тому же она была слишком тяжелой, что не позволяло демонстрировать высокие результаты.

Вместе со своим приятелем Филом Найтом он основал компанию Blue Ribbon Sports в 1964 году, начав продавать японские кроссовки.

Грандиозное открытие Бауэрман сделал в конце 1960-х годов, когда однажды за завтраком обратил внимание на вафли, которые испекла жена. Он понял, что это отличный вариант, который обеспечит качественное сцепление с дорогой.

Взяв за основу металлическую вафельницу из дома, кожу, латекс и клей, он создал первый вариант кроссовок Nike Waffle.

Оскорбленный бык

Майкл Джордан не нуждался в специальной обуви, чтобы быть лучшим баскетболистом на планете. Но кроссовки Nike сыграли определенную роль в его карьере.

Первые Air Jordans были созданы в 1984 году. НБА изначально запретила кроссовки. Но они все равно стали очень популярными.

В 1990 году стало известно о 15-летнем Майкле Томасе, который был задушен из-за пары Air Jordans за 115 долларов. В 2015 году эксперты подсчитали, что ежегодно 1200 человек погибают из-за кроссовок.

"Просто сделай это"

В 1988 году Nike еще не был так популярен, как сегодня. Компания нуждалась в рекламе, а особенно в броском и запоминающемся слогане.

Дэн Уиден придумал достаточно банальное и неконкретное предложение на английском языке - "Просто сделай это".

Соучредитель Nike Фил Найт насмехался над этим вариантом. Но Уиден настоял на нем и не прогадал.

Позже он признался, что был вдохновлен Гэри Гилмором, который убил и ограбил двух человек в 1976 году. Его приговорили к расстрелу, а когда попросили сказать последнее слово, он произнес: "Давайте сделаем это". Уиден был поражен его смелостью.

Угрозы

Nike является партнером американской легкоатлетической федерации. Важную роль в этом играет Джон Каприотти, который курирует это работу.

Он решает вопросы о выделении спонсорских денег, ведет переговоры со спортивными агентами. О методах его работы ходит немало слухов.

По словам бегуна Уилла Лира, спонсором которого была компания Nike с 2013 по 2016 годы, о насилии Каприотти в легкой атлетике ходят целые легенды.

Например, на соревнованиях 2015 года Лир стал свидетелем угрозы убить тренера противостоящей команды. Согласно полицейскому отчету, тренер Дэнни Макки утверждал, что Каприотти угрожал ему в присутствии нескольких очевидцев.

Тренер отказался выдвигать обвинения.

Галочка за 35 долларов

Логотип "Свуш" выглядит как заостренная буква J, которая упала. Но если вы прикрепите его к обуви, это будет больше похоже на знак доллара.

Когда основатели Nike впервые увидели этот дизайн в 1971 году, они сочли его ничем не примечательным.

Логотип был создан графическим дизайнером Кэролин Дэвидсон, которая работала на Blue Ribbon Sports за два доллара в час.

Дэвидсон вспоминала, что когда впервые представила "Свуш", то вариант был принят в гробовой тишине.

Однако в результате логотип было решено приобрести за 35 долларов. Когда он стал известен на весь мир, Nike подарил дизайнеру несколько сотен акций и бриллиантовое кольцо.

Обвинения в плагиате

Даже Nike, который может похвастаться самой известной в мире галочкой, был обвинен в плагиате.

В 2018 году компания объединилась с базирующейся в Лос-Анджелесе фирмой Undefeated, чтобы запустить линию одежды. Ее логотип подозрительно напоминал герб Военно-морской академии США.

В 2015 году голландский фотограф Якоб Рентмейстер подал в суд на Nike за плагиат. В 1984 году Рентмейстер сделал фото, как Майкл Джордан совершает прыжок с баскетбольным мячом в руках.

Через несколько месяцев Nike выпустила аналогичную фотографию в рамках своей рекламной кампании.

Несмотря на любопытные временные и визуальные параллели, Рентмейстер проиграл в суде.

Проект "Орегон"

Проект "Орегон" был запущен Nike в 2001 году, когда тренеру по легкой атлетике Альберто Салазару надоело проигрывать. С помощью крупнейшего спортивного бренда в мире бегуны Салазара начали устанавливать национальные рекорды и завоевывать золотые медали.

Все, что потребовалось, это привлечение молодых спортсменов, технологии и ресурсы Nike. Правда, некоторые упоминали еще и допинг.

В результате расследования стало известно, что, Альберто Салазар давал бегунам тестостерон и лекарственные препараты, повышающие производительность. Это подтвердили по крайней мере 17 спортсменов и сотрудников проекта "Орегон".

Чтобы его не обнаружили, он пользовался медицинским освобождением от сдачи анализов на допинг. Сразу несколько спортсменов обвинили Салазара в том, что он им выдавал сомнительные препараты.

Бывший научный консультант проекта "Орегон" сказал, что Салазар заставил своего сына принимать тестостерон, чтобы выяснить, какая дозировка вызовет подозрения.

Несмотря на это, виновность Салазара доказать не удалось. В 2017 году российская хакерская группа Fancy Bear опубликовала компрометирующий отчет Антидопингового агентства США. Агентство обнаружило свидетельства широко распространенного злоупотребления рецептурными препаратами и признаки того, что медицинские записи проекта "Орегон" были изменены.

Вы хотите иск, "Битлз"?

В 1980-е годы у Nike была рекламная кампания под названием "Воздушная революция", в которой участвовали Майкл Джордан, Джон Макинрой и многие другие спортсмены. При этом были использованы оригинальные записи песни Beatles Revolution.

По словам их адвокатов, "Битлз" никогда не занимались продажей "кроссовок или колготок", поэтому группа подала в суд.

Справедливости ради нужно сказать, что "Битлз" фактически не владели издательскими правами на "Революцию". Их приобрел Майкл Джексон.

В результате Nike заплатила Джексону 250 000 долларов.

Условия на производстве

Зарубежное производство играет важную роль в компании с 1970-х годов. Время от времени от работников поступали жалобы, но до 1996 года серьезного резонанса они не получали.

Все началось с фотографии пакистанского ребенка, работающего на заводе Nike. В 1997 году стало известно, что работники фабрики Nike во Вьетнаме подвергались воздействию токсичных паров, в 177 раз превышающих норму.

Также они страдали от насилия и унижений, были вынуждены работать более 70 часов в неделю. Некоторые сотрудники падали в обморок прямо на рабочем месте. Компания тогда обещала улучшить условия труда.

С 2005 года Nike проводит ежегодные аудиторские проверки своих зарубежных предприятий и готовит отчеты о проделанной работе.

Кроссовки в огне

В 2016 году защитник НФЛ Колин Каперник начал вставать на колени во время государственного гимна на футбольных играх, чтобы протестовать против насилия со стороны полиции против черных безоружных мужчин. В следующем сезоне ни одна команда в лиге не хотела заключать с ним контракт.

В 2018 году Nike выпустила рекламу с изображением Каперника и надписью "Верь во что-то. Даже если это означает пожертвовать всем".

В ответ на это американцы начали сжигать свои кроссовки.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А Вам нравится обувь, которую производит Nike?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.