Тайное и необъяснимое: что ищут сталкеры в Чернобыльской зоне

Приближается скорбная годовщина – день аварии на Чернобыльской АЭС. И хотя с той катастрофы прошло уже 33 года, вся эта местность официально считается зоной отчуждения. Но вот только назвать город Припять и окружающие его села полностью нежилыми никак нельзя. Здесь живут сменами работники «Киевоблэнерго», наезжают полицейские и зеленые патрули. В селах обитают «возвращенцы» - те крестьяне, которые, несмотря на запрет, вернулись в свои дома. Конечно, есть здесь и браконьеры, и лесорубы и те, кто потихоньку пилит на металлолом все железное, что только попадается под руку.

Но Чернобыльская зона отчуждения интересна еще и тем, что в ней бродят настоящие сталкеры. «Кто это? - спросите вы. - Неужто герои фильма Тарковского, сценарий для которого писали братья Стругацкие? Давайте познакомимся с этими удивительными людьми, сталкерами. Что ищут они в зоне отчуждения.

Как становятся сталкерами

Мотивы, движущие этими людьми и заставляющие их идти, преодолевая трудности, в Чернобыльскую зону, довольно разные. Более старшие люди, на памяти которых случилась катастрофа, просто загорелись идеей попасть в опустевший город. Другие побывали на официальной экскурсии (да-да, в Украине можно приобрести вполне легальный тур!), но им не понравилась слишком сжатая программа, и они решили приехать сюда еще раз самостоятельно.

Третьи просто хотят пройти в реальности все уровни компьютерной игры «S.T.A.L.K.E.R.». Четвертых гонит сюда мизантропия: увидеть город без людей – разве не рай для социопата? Пятые пускают скупую мужскую слезу по застывшему, словно муха в янтаре, навек утраченному Совку. А некоторые сами водят сюда экскурсии, экстремальные, нелегальные, с расширенной программой, а потому более дорогие.

Что ищут сталкеры

Это движение становится все более популярным с 2015 года, когда жизнь рядовых украинцев стала более стабильной. Многие сталкеры признаются, что хотят просто пощекотать себе нервы. Ведь ходить по городу-призраку, ночевать в заброшенных зданиях, проникать в зону через проржавевшую колючую проволоку, рисковать от встреч с диким зверьем, скрываться от патрулей – это и есть настоящий экстрим. Кстати, радиацию сталкеры называют последней угрозой для безопасности в зоне отчуждения. Для того, чтобы заработать первые симптомы лучевой болезни, нужно находиться подле саркофага, не отходя от него, целых полгода.

Многие сталкеры пробираются в зону, чтобы сделать впечатляющие фото. Их тут же можно слить в «Инстаграм» и другие сети – в Припяти повсюду стоят вышки мобильной связи, есть даже 3G. Существует категория сталкеров, которые видят в зоне свой мистический дом. Они рассказывают разные таинственные истории, каждая из которых могла бы стать сценарием для фильма в жанре «фэнтези». Любители дикой природы на фоне пост-апокалиптических пейзажей также находят здесь искомое.

Как пробраться на зону

Это и тяжело, и легко одновременно. В легкодоступных местах границы зоны отчуждения дежурят патрули полиции и национальной гвардии. А о неохраняемых участках нужно знать. Поэтому в украинском секторе Чернобыльской зоны и процветает нелегальный туризм. Выйти на знающего человека, который согласится быть проводником, легко – достаточно погуглить.

Цены зависят от маршрута, длительности похода, сезона. Но, в отличие от официальной экскурсии, где участников привозят на автобусе, легко с нелегальным проводником не будет. Придется идти десятки километров по пересеченной и часто заболоченной местности. Поэтому перед тем, как пуститься на такую авантюру, трижды подумайте: а оно вам надо?

Плюсы самостоятельного похода в Чернобыль

Многие, кто побывал в зоне отчуждения с официальной экскурсией, говорят, что ее программа очень узкая и не стоит потраченных денег (от 800 гривен или 1500 рублей). Туристов привозят на автобусе из Киева через военный объект Дуга и село Копачи в Припять, показывают помещения в средней школе и детском саду, местном отделении милиции, гостиницу, горисполком, бассейн, Чертово колесо. Вроде бы, интересно, но интерьеры комнат явно смахивают на театральные декорации. В школу снесли все, что удалось насобирать из инвентаря. Детский сад тоже смахивает на склад старых игрушек. В остальные здания экскурсантам заходить нельзя.

Как бонус, они посещают саму АЭС и так называемый Рыжий лес, который в свое время пострадал от радиации больше всего. Но, замечают некоторые экскурсанты, нет здесь некоей атмосферности, непосредственного контакта с минувшей, безвозвратно ушедшей эпохой. Прибыв в зону отчуждения самостоятельно, сталкеры провожают закат на крыше единственной в городе 16-этажки, ходят по разным помещениям. Такие путешественники-экстремалы говорят, что ночевка в заброшенной квартире дает ощущение полного погружения в атмосферу «до часа Х».

Опасности. Дикие животные

В отсутствие людей, в Чернобыле расплодилось много зверья. Еще в начале 90-х сюда ради эксперимента завезли несколько лошадей Пржевальского. Сейчас популяция возросла в разы, и табуны диких мустангов бродят по зоне отчуждения. Также в опустевшие районы из окрестных лесов пришли кабаны, косули, зайцы. Но по следам этих животных последовали и хищники.

Сталкеры не советуют ночевать на первых этажах зданий, поскольку есть риск быть атакованным стаей волков. Один из таких путешественников рассказывает, что однажды они остановились в доме, где на чердаке рысь вывела детенышей. Мать с ревом скреблась в комнату всю ночь. Кабаны тоже могут представлять серьезную угрозу для жизни туристов.

Опасности. Люди

Не зря говорят, что самое опасное животное – это человек. В Чернобыльской зоне всегда нужно быть начеку. И хорошо еще, если вас изловит полицейский патруль. Вам только и грозит, что штраф в 2000 рублей (и еще у вас сотрут все фотографии с носителей). После оформления протокола о задержании, вас отпустят с Богом, выдворив из зоны. Намного опаснее встреча с браконьерами, рубщиками леса и, особенно, металлоискателями.

Последние часто являются людьми с уголовным прошлым. Им ничего не стоит убрать ненужного свидетеля их преступления. А искать труп в покинутом городе это все равно что найти иголку в стогу сена. А вот «самоселов» или «возвращенцев» бояться не стоит. Сталкеры говорят, что крестьяне, живущие в хуторах в зоне отчуждения, вполне мирные люди.

Опасности. Неустойчивая психика спутников

Идите в поход только с проверенными людьми. Тишина, безлюдность, заброшенность этого места создают особую ауру. У людей впечатлительных спустя какое-то время начинаются слуховые, а затем и зрительные галлюцинации. Такой спутник в команде может стать большой проблемой для всей группы. До города придется идти пешком. Местность трудная, пересеченная, часто заболоченная. Готовьтесь к тому, что усталость и постоянные угрозы будут вашими спутниками в этом походе.

Вы все еще хотите стать сталкером?

Мне лично хватило нескольких фотографий из Припяти и ее окрестностей, чтобы меня охватила тоска. Нет, не ностальгия, а именно тоска. В какой серости мы все тогда жили, каким скудным и убогим было наше существование. Заплатила бы я около тысячи гривен (более 2000 рублей), чтобы приехать сюда с экскурсией?

Нет, я лучше отдала бы эти деньги за посещение Аскании Нова, заповедника, где, кроме лошадей Пржевальского, можно увидеть еще массу дикого зверья. И тем более я бы никогда не стала сталкером. Хочется экстрима? Рисковать жизнью можно и с пользой для Родины – исторические события сейчас это позволяют. А бродить по каким-то заброшенным домам мне кажется пустой тратой времени. Но, конечно, каждый волен проводить свой досуг как ему заблагорассудится.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы бы хотели посетить Чернобыльскую зону?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.