Танцы Южной Африки как политическое оружие

Ритмичные движения и прыжки – завораживающие африканские танцы тои-тои – объединили миллионы чернокожих южноафриканцев в борьбе против такого явления, как апартеид. Обычаи и традиции народа стали символом протеста против политики сегрегации.

Танец тои-тои

Когда бывший президент США Барак Обама посетил Йоханнесбург в начале этого года, президент Южной Африки Кирилл Рамафоза пошутил на сцене, что его гость отстает от Нельсона Манделы только в одном аспекте – в танцах. Но Обама никогда не имел подобного опыта, а большинство южноафриканских политиков танцуют на различных событиях, политических митингах и даже в парламенте.

Во всем мире танцы – это выражение любви, желания и надежды. Они бывают ритмичными или не очень, но в такт музыке наш язык тела выражает радость, которую мы проявляем на людях. Однако в Южной Африке танец – это совершенно другая культура. Они стали политической формой искусства и мощным инструментом давления на глухих политиков.

Протесты в Соуэто

Мелисса Твиг родилась в Йоханнесбурге в 1980-х годах в белой привилегированной семье, и у нее сохранились острые детские воспоминания о том, насколько явственно и могущественно танцы могут выразить ярость и чувство несправедливости. Она до сих пор помнит звук барабанов, раздававшихся по всему городу, и топот прыгающих ног, пока их не заглушил вой полицейских сирен.

Семья переехала в Лондон в разгар восстания против апартеида в конце 80-х годов. В своей квартиры в Баттерси ее родители с тревогой наблюдали, как канал BBC News показывал чернокожих южноафриканцев из Соуэто, с яростью и ликованием танцевавших перед лицом жестоких и до зубов вооруженных полицейских с собаками, готовых ринуться на них.

Теперь она знает, что они танцевали тои-тои. Эти ритмичные прыжки мобилизовали миллионы чернокожих южноафриканцев в борьбе против апартеида. Лишенные основных прав человека белым правительством, они вышли на улицы, чтобы бороться с угнетением единственным, доступным им оружием – своим телом.

Борьба с апартеидом

Тои-тои - это коллективный танец с сотнями участников, создающих реальное чувство угрозы, когда толпа одновременно поднимает ноги и затем сильно топает и прыгает. Люди поднимают руки над головой, а каждое движение сопровождается ритмическим пением или речитативом. Во время апартеида кто-то обычно кричал «Амандла!», что означает «власть», а толпа отвечала: «Авенту!» - «народу».

«Тои-тои оказал значительное влияние на борьбу с апартеидом, - говорит доктор Гевин Уокер, этномузыковед из Университете Стелленбош. – Протестная культура во всем мире переняла его символику, причем не только жесты и движения, но и ритмику. Тои-тои вошел в коллективное сознание Южной Африки, а песни могли быть разными, от плача 1970-х годов до гнева. Возникновение тои-тои совпало с моментом, когда АНК (партия Африканский Национальный Конгресс, которая возглавляла борьбу против апартеида и в настоящее время управляет Южной Африкой) начала вооруженную борьбу, и музыка отражала и помогала продвигать эти изменения. Это заставляет меня задуматься о словах Брехта: "Искусство - это не зеркало, отражающее изменения в обществе, а молот, который его кует"».

Ритм уничтожает страх

Тои-тои, возможно, и помог выковать современную Южную Африку, но, как полагают, он был изобретен родезийскими борцами за свободу в современном Зимбабве. Вскоре танец распространился, как лесной пожар, и стал оружием в борьбе против полиции в поселках по всей стране. «Когда тои-тои стал частью южноафриканской культуры, он сделался оружием протеста и средством запугивания силовых структур, - сказал доктор Уокер. - Они [черные южноафриканцы] не были вооружены и столкнулись с превосходящей силой, но с их стороны не было ничего, кроме музыки, и им нужно было что-то для мобилизации. Ритм танца создает ощущение единства и мощную коллективную атмосферу, которая уничтожает страх».

Мелисса Твиг считает, что тои-тои очень завораживает. За несколько недель до того как ей исполнилось 10 лет, она провела месяц в доме дедушки и бабушки в приморском городе, недалеко от самой южной оконечности Африки. Однажды утром она сидела в своем самом красивом платье и смотрела телевизор. Это было в мае 1994 года, когда Нельсон Мандела выступал перед многотысячной толпой в качестве новоиспеченного президента Южной Африки. Когда он говорил слова надежды и любви о своей страдающей стране, толпа перед ним начала танцевать. И в ответ он начал танцевать для них прямо на сцене, ликуя перед лицом всего мира.

Тои-тои, танец запугивания и угрозы, внезапно стал выражением торжества. Поскольку страна претерпела необычайные изменения в течение всего лишь нескольких месяцев, смысл тои-тои тоже изменился.

Танец мужества и единства

«Я думаю, что тои-тои - это танец мужества и единства, - говорит Тэмба Мбули, хореограф и танцовщица из Соуэто. - Это объединяет людей для борьбы и это дает нам силу. Но в тот день, в 94-м, он стал символом нашего единства как страны». 24 года спустя тои-тои все еще популярен в Южной Африке. Его исполняют на маршах и торжествах, а поют для освобождения эмоций радости, боли, гнева, поощрения, горя и утешения. В прошлом году вспыхнули массовые протесты против коррупции тогдашнего президента Джейкоба Зумы. Тогда южноафриканцы всех рас и возрастов, держа баннеры со словами «Зума должен уйти», плясали на улицах, требуя от своих лидеров ответственности. Тогда весь город был объединен движением протеста против коррупции, а тои-тои был проникнут чувством патриотизма. Это значит, что народ не собирается сдаваться, и целая нация поет в один голос.

12-й язык

Сегодня танец используют, чтобы отмечать разные жизненные вехи, например, свадьбы и дни рождения. Его танцуют на похоронах, чтобы выразить скорбь (так, в 2013 году тысячи плакальщиков танцевали на улицах Йоханнесбурга, во время поминальной службы Нельсона Манделы). Белые граждане тоже начали присоединяться к танцам. Если люди недовольны, они танцуют на улице, и цвет вашей кожи не имеет значения. В отличие от многих южноафриканских танцев, тои-тои не связан с племенем или расой, он обладает почти магической способностью объединять любую толпу. В Южной Африке говорят на 11 языках, и тои-тои стал 12-м. Его понимают все.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.