Он был скорее аттракционом, чем предметом бытового предназначения: интересные факты о лифтах

Первый пассажирский лифт был невероятно медленным. Он был установлен в универмаге Haughwout в Нью-Йорке в 1857 году и приводился в действие при помощи парового двигателя. Однако владельцы магазина были вынуждены отказаться от него спустя всего три года после установки: шумная громоздкая конструкция вызывала всеобщее недовольство.

В то время лифты были скорее туристической достопримечательностью, нежели средством передвижения: их скорость составляла всего 1,2 м в минуту (для сравнения - самый медленный современный лифт преодолевает такое расстояние за секунду).

В 19-м веке в мире еще не было высотных зданий, а нижние этажи считались дорогим удовольствием и были доступны лишь для элиты. Чем выше располагалась квартира или комната, тем ниже была арендная плата: почти 150 лет назад лестницы утомляли людей так же сильно, как и сейчас.

Однако ситуация очень скоро изменилась: благодаря лифту социальный и архитектурный ландшафт городов изменился до неузнаваемости, ознаменовав собой эру небоскребов.

От грузов к людям

Даже в 50-х годах 19-го века лифты не были новшеством: механизированные подъемные устройства использовали с начала века для перемещения грузов. Однако смещение акцента на человека потребовало от инженеров полного изменения конструкции подъемников.

В то время машины имели лишь открытые платформы, а потому были очень опасны. Первый пассажирский лифт сконструировал промышленник Элиша Отис, которые продемонстрировал свое творение на всемирной ярмарке 1854 года в Нью-Йорке.

Представление получилось действительно впечатляющим: на максимальной высоте предприниматель перерубил веревку топором, однако ненадежная с виду конструкция не рухнула вниз. Кабина была заторможена особым механизмом.

"Внутри вы находитесь в полной безопасности," - заверил изумленную публику Отис.

Медленный лифт с сидячими местами

Это событие часто называют поворотным моментом в истории вертикальных подъемников. Несмотря на то что большинство людей низшего сословия все еще опасались механических подъемников, сливки общества быстро оценили все преимущества этих устройств.

Компания Otis Elevator, на сегодняшний день являющаяся крупнейшим производителем вертикальных лифтов, в 1800-х годах запатентовала сразу две конструкции, которые послужили прототипом для современных лифтов.

В 1859 году Тафтс Отис зарегистрировал проект, дебютировавший в нью-йоркском отеле "Пятая авеню". Это была громоздкая конструкция с механическими дверями, скамейками и оператором внутри.

В 1861 году Элиша Отис запатентовал принципиально иную модель подъемника, состоявшую лишь из платформы, зато имеющую предохранительный тормоз. Именно этот прототип и стал образцом, на основе которого впоследствии были разработаны современные модели.

"Все современные устройства безопасности лифта базируются на той же идее. Разница в том, что сегодня они основаны на скорости. Если кабина лифта движется быстрее, чем запрограммировано системой, то активируется система безопасности, чтобы остановить ее в шахте," - рассказывает Ли Грей, профессор истории архитектуры в UNC Charlotte.

Восходящие комнаты

Первые лифты продавались не очень хорошо, потому что они были дорогими, однако их повсеместно устанавливали отели класса люкс в Нью-Йорке, Лондоне и Париже.

"Это были красиво оформленные комнаты с мягкими сиденьями и зеркалами на стенах, иногда с потолка свисала маленькая люстра, - продолжает рассказ Ли Грей. - Все они работали на паровых двигателях, а потому были чрезвычайно медленными. Их называли "восходящими комнатами". Оператор закрывал двери, поворачивал рычаг, и лифт неторопливо начинал свое движение вверх. Несмотря на то что даже дамы в роскошных платьях могли намного быстрее подняться по лестнице, лифты были популярны: речь ведь шла не о скорости, а о новом, роскошном опыте."

Изменение концепции

Быстро меняющаяся архитектура городов внесла свои поправки в концепцию подъемников. В 1870-х годах началось повсеместное строительство офисных высотных зданий, и конструкции лифтов стали стремительно меняться.

Вместо медленных паровых двигателей разработчики спроектировали и воплотили в жизнь гидравлические системы. Они были намного быстрее своих предшественников и отличались простотой обслуживания. Промышленный стандарт отклика лифта сократился до 30 секунд: это время и поныне остается эталонным.

В 1885 году в Чикаго открылось первое в мире здание, в проекте которого изначально была задумана шахта. Десятиэтажный небоскреб, вместивший в себя множество страховых офисов, произвел настоящий фурор: в здании было целых 4 лифта, которые бесперебойно доставляли своих пассажиров вверх и вниз.

Эра пентхаусов

Технологии стремительно развивались, но общественность еще не была готова принять эти изменения. Повсеместное строительство высотных зданий привело к тому, что гидравлику заменили электрические двигатели.

"Желание достигать все больших высот как в прямом, так и в переносном смысле, подстегивало изобретателей к дальнейшим разработкам. Лифт в том виде, в котором мы его знаем, появился в 20-х годах прошлого века и остается отраслевым стандартом до сих пор," - продолжает рассказ Ли Грей.

В 1920-х годах авангардные архитекторы, такие как Эмери Рот, который украсил горизонт Нью-Йорка своими культовыми жилыми домами, начали превращать некогда нежелательное пространство прямо под крышей - часто обремененное мусором и прочим хламом - в модные квартиры с террасами, получившими название пентхаусы.

Символом этой новой эры стал Эмпайр-стейт-билдинг, который открылся в 1931 году и оставался самым высоким небоскребом в мире вплоть до 1970 года. В нем было 73 лифта, которые курсировали с беспрецендентной скоростью 6 м/с.

Лифт для небоскреба

На сегодняшний день самый быстрый в мире лифт установлен в Шанхайской башне. Он движется со скоростью 20 м/с.

Строительство экстремально высоких зданий сильно затруднило лифтостроение. Первая проблема состоит в том, что шахты в таких помещениях занимают значительные пространства. Вторую неприятность доставляет металлический трос, который обычно начинает заедать из-за своей длины и тяжести.

Так, например, самое высокое здание в мире, Бурдж-Калифа в Дубае, имеет всего 57 лифтов (что на 16 меньше, чем Эмпайр-стейт-билдинг, который в два раза меньше), но ни один из них не может подняться на все 160 этажей: вместо этого они спроектированы как прямые линии, обслуживающие разные участки башни.

Шахта лифта в Башне Королевства в Джидде, что в Саудовской Аравии, имеет рекордную длину 1 км. Металлический трос для подобной конструкции был настолько тяжел, что не мог выполнять своей функции, и его пришлось заменить на новый тип кабеля, изготовленный из углеродного волокна.

Безопаснее ступенек и эскалаторов

Лифты сегодня признаны самым безопасным транспортным средством в мире, но это вовсе не значит, что с ними не случаются несчастные случаи со смертельным исходом.

По оценкам Бюро статистики труда США и Комиссии по безопасности потребительских товаров, ежегодно в Америке лифты травмируют 17 000 и убивают 27 человек, причем половина этих смертей связана с работниками, выполняющими работы по установке или ремонту.

Интересно и другое: вопреки устоявшемуся мнению, неисправные лифты имеют тенденцию внезапно выстреливать вверх, а не падать. Некоторые люди находят подъемники неудобными из-за клаустрофобии или боязни закрытых помещений. Инженерная фирма KJA подсчитала, что шансы оказаться в ловушке для того, кто ездит на лифте в среднем 8 раз в день, составляют 1 к 5000 в месяц. За 25 лет этот показатель сократился бы до 1 из 17, что означает, что каждый горожанин может оказаться в ловушке хотя бы раз в жизни.

Иллюзия контроля: почему мир полон кнопок, которые не работают

Среди очевидных изменений, которые принесли в мир лифты, Грей выделяет два недооцененных: "Во-первых, нет сомнений в том, что они оказались невероятно полезными для тех, кто испытывает трудности с передвижением из-за инвалидности. Во-вторых, до 1950-х годов почти во всех лифтах были операторы, которые управляли конструкцией, которая не могла останавливаться самостоятельно. Это обеспечило множество людей рабочими местами."

Сегодня современные здания с большим количеством лифтов начинают избавляться от кнопок.

"Идея состоит в том, чтобы позволить компьютерам формировать транспортный поток в здании. Вы просто называете номер необходимого этажа, а система сама решает, в какой из лифтов вам следует зайти. К сожалению, для многих пассажиров внедренная система оказалась близка к потере контроля над передвижением. Нажатие механических кнопок все еще очень важно для нас. Особенно это касается кнопки закрытия дверей, которая на самом деле не работает в большинстве лифтов мира," - делится интересными фактами профессор.

Мир без тросов

В 2017 году немецкая инжиниринговая компания Thyssenkrupp представила новую конструкцию лифта под названием Multi, в которой вместо канатов используются магниты. Он может не только перемещать несколько кабинок вертикально и горизонтально, но и экономит время, энергию и место. Согласно заявлению кампании, новая система, которая в настоящее время проходит испытания, может положить конец 160-летнему правлению канатно-зависимого лифта.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы ездите в лифте или предпочитаете лестницы?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.