Его построили на руинах языческого храма: интересные факты о Нотр Дам де Пари

Собор Парижской Богоматери начали строить в XII столетии, возвели в XIV. Он свидетель долгих веков французской истории, взлетов и падений, революций и стабильного развития. Это не только туристический и экономический центр страны, но и духовный. Шрамы, оставшиеся после Революции, напоминали французам о долгой истории монархического правления. Уже тогда собор был под угрозой разрушения, но его смогли спасти. Тысячи гостей ежегодно входили в стены собора, чтобы стать ближе к французской истории и невероятной красоте готической архитектуры.

Объект внимания

Сейчас собор фигурирует во множестве новостей. Причиной тому стал пожар. Огонь вспыхнул 15 апреля этого года. Он быстро распространился на шпиль сооружения и охватил основную часть крыши. Шпиль упал, но пожарным удалось спасти довольно большую часть строения. От огня уберегли немало внутреннего убранства и реликвий, но огромное количество артефактов древности безнадежно утеряны. Причиной пожара стали, вероятно, ремонтные работы, проводимые в соборе вы последнее время. Что же это за строение, оказавшееся на грани уничтожения? Обратимся к интересным фактам о нем.

Языческий город

Легенда гласит, что Иль-де-ла-Сите, на котором возведено священное строение, ранее было галло-римским городом Лютеция. Вероятно, собор возвели на том месте, где прежде стоял храм. Однажды при раскопках нашли фрагменты алтаря Юпитера. Пока нельзя сказать точно, можно ли считать найденное свидетельством наличия тут храма в древности или же это просто предметы, привезенные сюда из других мест. В 60-70-х годах нашли древние руины – все они лежат в склепе прямо под собором.

О порталах

Интересный факт: на западном фасаде собора есть три портала, украшенных фресками и скульптурами. Из них один сильно отличается – это портал Святой Анны, чья стилистика заметно древнее остальных. Скульптуры выполнены более строгими, неестественными, чем соседние. Причина в том, что тимпан взят от романской церкви, существовавшей ранее, и перенесен сюда. В 1969-м основательно исследовали этот объект и доказали, что изначально его делали вовсе не для известного нам собора. Правда, архитекторы приложили максимум усилий, чтобы адаптировать элемент к готической архитектуре.

Лес на крыше

Собор включал древнейший в Париже каркас из натурального дерева. Для него был вырублен лес площадью в 52 акра (20 га)! Эти деревья срублены в далеком XII столетии. Каждая балка – это одно дерево. Из-за этого деревянную решетку именовали лесом.

Контрфорсы как законодатели моды

Среди всех объектов, располагающих внешними вознесенными контрфорсами, собор Парижской Богоматери – один из первых. Эти элементы построили у нефа в XII столетии, дабы поддерживать тонкие стены. Собор нуждался в обилии осветительных приборов, а планом предполагалось возведение здания большой высоты. Архитекторы решили сделать огромные окна. Все это рождало необходимость в создании основательных опор. Придуманные ими контрфорсы стали ключевым элементом готического архитектурного стиля.

Короли и революция

1793-й несколько изменил облик собора. В разгар революции бунтующие веревками сняли 28 статуй библейских царей, чтобы обезглавить их. В начале того года на гильотине расстался с жизнью король Людовик XVI. Все, что было связано с королевской властью, становилось объектом ненависти толпы. Изуродованные камни выбросили в мусор, который затем министр внутренних дел повелел использовать в качестве материала для строительства. В 1977-м 21 из 28 голов нашли в подвале Внешнеторгового банка Франции. Сейчас они хранятся в музее Клюни.

Башни: есть разница

Если не приглядываться к башням собора, можно подумать, что они идентичны. Это не так. При исследовании деталей можно увидеть, что северная несколько крупнее южной. Эти элементы отражают особенности времени, в котором их строили. В некоторой степени весь собор был этаким коллажем стилей и тенденций, представления текущего руководства. Ошибочно считать, что собор – результат работы воображения одного великого создателя.

Религия и война

Революция унесла не только множество жизней и головы библейских королей, но и многие церкви. По всей стране начали преобразовывать христианские учреждения. В конце XVIII века общество захватил культ разумного, что не могло не сказаться на духовном. Именно тогда 20 колоколов Нотр-Дама сняли и переплавили в пушки. Исключением стал лишь Эммануил, самый огромный из всех. В 19-м столетии колокола заменили. Правда, новые изделия были не столь точными, как старые, поэтому производимые ими звуки диссонировали. В 2013-м поставили новый комплект колоколов, идеально имитировавший звучание собора в XVII веке. Великолепный Эммануил участвовал в создании музыки по особым случаям. В повседневности обходились без него – только новыми.

Все ради спасения

В 1804-м Наполеон Бонапарт короновался императором. Он выбрал местом проведения церемонии именно Нотр-Дам. Собор был в довольно плохом состоянии, потому что событию предшествовали столетия упадка, развития и изменения города. Свой след оставил вандализм революционной эпохи. Фактически Нотр-Дам был на грани разрушения, долгие годы использовался как склад. Когда Наполеон объявил о своем решении и проведении церемонии прославления себя, одновременно он спас собор. Коронация, правда, не слишком улучшила положение дел в конкретный момент. Эстафету подхватил Виктор Гюго, который в своем бессмертном романе 1831 года увековечил собор как олицетворение державы. Книга оказалась невероятно успешной, собор привлек внимание общественности, начали искать средства для проведения реставрации. Начались крупные ремонтные работы. Их возглавили архитекторы Эжен Виоле-ле-Дюк и Жан Батист Антуан Лассю.

Современные монстры

Самые популярные фотографии собора – сделанные так, что внимание акцентируется на химерах и горгульях. Эти резные монстры, как мы привыкли думать, старинные, но это не так. Они возведены только в XIX столетии. Их добавили во время радикальной реставрации. Гюго очень детально описывал горгулий собора. Архитекторы, трудившиеся над реставрацией, вдохновились романтическими картинами прошлого. До ремонта сделали дагерротип собора, на котором можно видеть довольно суровое здание. Никаких украшающих башни существ тогда не было, а средневековые горгульи давно были утеряны. Поставленные в XIX веке горгульи тоже постепенно рушились под влиянием стихий. Заменили трубы – старые считались слишком опасными. Горгульи – не единственное причудливое дополнение времен реставрации. Например, вокруг нового шпиля поставили фигуры 12 апостолов, одному из которых архитектор дал свое лицо.

Святой громоотвод

Если посмотреть на фотографии собора до пожара, можно увидеть, что на верхушке шпиля есть петух. При возгорании эта конструкция обрушилась. Петух – не просто декор собора. В 1935-м три небольшие, но очень значимые реликвии закрепили внутри металлического тела птицы. Так пытались создать не простой громоотвод, а священный, дабы дать прихожанам максимум защиты.

Огромный орган

Количество труб в органе собора Парижской Богоматери – почти восемь тысяч. Некоторые из них созданы в далеком XVIII столетии. Орган был пятиклавишным. Благодаря этому он считался самым большим на территории страны. Некоторые эксперты считают, что по размерам его превосходит Сен-Эсташ. В любом случае эти два – самые крупные за историю страны. На деревянных деталях верха органа раньше можно было видеть прочерченные полосы, оставшиеся со времен революции, когда тут вырезали символы Флер-де-Лис. В 2013-м орган восстановили, чтобы отпраздновать 850-летие собора.

Все дороги ведут сюда

Перед собором всегда толпились туристы, поэтому разглядеть поверхность дороги было почти невозможно. Там есть небольшая отметка с восьмиконечной звездой. Это точка, от которой измеряют расстояние от столицы до других французских городов. Булыжник со звездой поставили тут в 1924-м. В 60-х его эвакуировали из-за раскопок. Сначала планировали поставить подземный гараж, но рабочие нашли древние руины, поэтому пришлось отказаться от идеи.

Пчелы на крыше

На ризнице жил небольшой улей пчел. Его поставили шесть лет назад. Поселили разновидность, выведенную монахом Адамом. Эти пчелы делали мед из цветущих растений в садах поблизости. Сладость, производимую пчелами, раздавали малоимущим.

Какие интересные моменты из истории сбора известны вам?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 7
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.