Чуфыр-муфыр...История колдовства на Руси, когда с ним начали бороться, в чем обвиняли ведьму

Сегодня магия считается чем-то антинаучным и несуществующим. Однако на протяжении столетий колдовство было востребованным у простого народа и преследовалось властями. Как и почему это происходило?

Давняя колдовская традиция

Некоторые православные спикеры любят ставить в упрек европейским христианам инквизицию и сжигание ведьм на кострах. Мол, на Руси до подобного варварства никогда не доходило. Однако ситуация не столь однозначная, как могло показаться.

На самом деле, в Древней Руси зонтичное понятие «волхв» покрывало широкий список профессий, отношение к которым варьировалось в зависимости от результата «колдовства»:

  • служителей языческого культа;
  • предсказателей и гадалок;
  • ворожей, лекарей и т. п.

Однако Крещение, сопровождавшееся попранием идолов, насильственной сменой религии, привело к системным репрессиям. Пусть первые несколько веков это носило символический характер.

Первые шаги к остракизму

Христианская церковь после укрепления на Руси при поддержке князей начала формировать церковные суды. Под запрет попали не только колдовские (или похожие на них) ритуалы, древние праздники, но также и народная медицина. Использовать можно было только лекарства, приготовленные при монастырях.

Правда, в этот период наказание официального суда для колдунов было символическим: временный или пожизненный запрет на посещение церкви.

Впрочем, уже начало происходить закрепление за колдовством образа чего-то порочного и зловещего. Так, к XII веку на государственном уровне действовал запрет закупки хмеля в литовских землях из-за того, что «литовские ведьмы могут заговаривать травы».

Разгул охоты на ведьм

Пик гонения пришелся на середину тысячелетия. Особенно много документальных свидетельств приходится на XV век, когда доносы на ворожбу стали нормой и даже использовались в качестве инструмента политической борьбы. Ведь таким образом можно было не только временно вывести конкурента из борьбы, но и буквально отправить его на смерть.

Например, во встречал с некими «лихими бабами» (зельеварами) обвиняли Софью Палеолог. Происшествие завершилось тем, что Иван III повелел утопить обвиненных в реке, а супруга попала к нему в немилость.

Прослеживался откровенный дуализм в народном отношении к колдовству. С одной стороны, простой люд с уважением относился к знахарям, с другой, по наущению духовенства с радостью обвинял в крупных бедах. Например, в 1547 году Анну Глинскую назвали виновницей пожара:

  • обращалась в птицу;
  • летала над городом;
  • разбрызгивала кровь;
  • кровь обернулась пламенем.

Только заступничество внука уберегло женщину от расправы. Внуком был Иван Грозный, который сам с уважением относился к колдуньям и даже пригласил ко дворцу 60 гадательниц, чтобы они толковали будущее. Хотя при этом для прислуги действовала особая присяга, обязывающая не чинить во дворце неприятностей ни с помощью чар, ни посредством зелий.

Жертвы религиозного мракобесия

Несмотря на очевидную бездоказательность обвинений, в XVII веке колдунов стали преследовать еще активнее. А практика доносов повсеместно использовалась придворными и царской прислугой: все друг за другом следили и при удобном случае сдавали оппонента церковным властям. Доказать непричастность к магии было почти невозможно, а обвиненного при этом ждала ссылка или смертная казнь.

Возможно, это было связано со сменой династии Рюриковичей на Романовых, поскольку громкие дела фокусировались вокруг дворца. Например, в 1635 году мастерица Антонида Черешникова случайно выронила корешок во время работы. Когда выяснили, что это был заговоренный талисман от «лихости мужа», женщину вместе с семьей выслали из Москвы в Казань. Такая же участь постигла и семью ворожеи Татьяны, ответственной за колдовство.

А вот мастерице Дарье в 1638 не так повезло. Коллеги обвинили ее в подсыпании заговоренного пепла в следы царя Михаила Федоровича. И, под пытками выяснили, что это делалось для вызывания благосклонности (а не в качестве проклятия), женщину вместе с ворожеей казнили. Других же причастных отправили в ссылку.

И это при том, что ворожба на любовь оставалась одной из главных забав для городского населения!

Ключевой переломный момент

Позитивные изменения начались в XVIII веке. Пусть в начале столетия колдунов считали главными религиозными преступниками, как и обращение к ним, но пользовались магией все слои населения. Хотя исход разоблачения был весьма опасным:

  • тюрьма;
  • пытки;
  • сожжение.

Но, в отсутствие существенного вреда, суд нередко требовал просто публичного покаяния. А уже к 30-м годам законники перевели магов в разряд банальных обманщиков. Хотя это тоже противоречило христианскому учению и также могло довести до сожжения.

Правление просвещенного монарха

Лишь в правление Екатерины II произошла рационализация отношения к колдовству. Прежнего уважения к древним практикам не вернулось, но отныне наказание было не как к прислужникам дьявола, а как к обычным мошенникам. Новое Уложение предписывало осторожно рассматривать обвинения в колдовстве, поскольку это могло вызвать смуту. Более того, обвиняемых считали потенциальными жертвами оговора!

А «чародейные травы» теперь исследовали эксперты – аптекари с провизорами. Потому что результат порчи нередко оказывался банальным отравлением или аллергической реакцией из-за неумелого использования народных средств.

Отныне подобные дела расследовались полицией, поскольку представители церкви считались чересчур ангажированными.

Несчастные жертвы предрассудков

Почти через век после Екатерины, в царствование Александра II, жертвой предрассудков пала простая деревенская женщина.

В 1879 году жена солдата Игнатьева побывала в Петербурге. Вернулась в Новгородскую губернию женщина с гостинцами: новыми лекарствами и модной косметикой. Другие крестьянки посчитали это колдовскими зельями, заперли жертву в доме и сожгли. Более того, даже не понесли наказание! Суд оправдал их, списав «перегиб» на нехватку просвещения.

К сожалению, многовековая религиозная пропаганда и сформировавшиеся на ее основе стереотипы продолжают оказывать влияние по сей день. Не вполне адекватная реакция на эзотерические практики до сих пор встречается даже в телевизионных передачах. Вот почему так важно наращивать усилия по воспитанию и повышению образованности населения.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Существует ли колдовство? И если да, нужно ли за него наказывать?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.