Дагерротипия и другие: 4 техники фотографии ХІХ века, какие из них используются до сих пор

Примерно 2000 лет назад, еще до изобретения фотокамеры, древние греки и китайцы использовали устройство, предшествующее фотоаппарату, – камеру-обскуру. Она представляла собой темную комнату с отверстием в одной из стен, через которое на противоположную стену проецировались изображения из внешнего мира.

Когда в 1727 году немецкий ученый Иоганн Генрих Шульце подтвердил, что потемнение солей серебра вызвано светом, он внес еще один вклад в изобретение фотоаппарата. А первая в мире камера была изготовлена в 1826 году, после этого появилось множество техник фотосъемки. Расскажем об истории развития фотографии и самых ее известных техниках.

Дагерротипия

В 1826 году Жозеф Ньепс (1765-1833) сделал первый фотоснимок, используя технику гелиографии. Этот метод включал использование портативной камеры-обскуры рядом с окном, чтобы подвергнуть воздействию солнечного света пластину из свинца, покрытую битумом. После успешного эксперимента французский изобретатель начал сотрудничать с художником и химиком Луи Дагерром (1787-1851), который тоже использовал технику камеры-обскуры для рисования.

После смерти Ньепса в 1833 году Дагерр продолжил работу, используя ранние эксперименты коллеги в качестве основы. А через 6 лет он совершил настоящий прорыв, разработав новаторскую технику. Так появилась дагерротипия, и она стала первым коммерчески успешным фотографическим процессом. Дагерр представил свою технику Французской академии и Академии изящных искусств, после чего ее стали называть рождением фотографии.

В чем суть техники

Дагерротипия заключается в использовании медной пластины, покрытой серебром, которую полировали до зеркального блеска. После этого ее помещали в темную комнату, где подвергали воздействию паров йода, брома и хлора для формирования светочувствительного слоя йодида серебра. Затем пластину помещали в камеру, после чего подвергали воздействию света на короткий или длительный период: чем дольше продолжалась экспозиция, тем светлее получался снимок.

После этого пластину извлекали из камеры, чтобы изображение проявилось под воздействием паров ртути. Затем ее ополаскивали в растворе соли, который удалял проявляющее вещество. Чтобы защитить изображение, пластину покрывали хлоридом золота, накрывали стеклом и помещали в рамку.

Минусы дагерротипии

У этой техники был недостаток – дагерротипия позволяла создать только одну копию изображения, которая представляла собой зеркальное изображение человека или предмета. Кроме того, чтобы результат такого фото оставался четким после долгого времени экспозиции, было важно, чтобы позирующий сидел неподвижно. Из-за этого некоторые мастера использовали поддержку для головы, которая гарантировала, что человек останется в одной позиции.

Тем не менее, учитывая, что дагерротипия была первой коммерчески успешной фотографической техникой, эти недостатки не стали критическими. Появилось немало последователей Дагерра из разных стран, которые работали портретистами, и только некоторые из них фотографировали пейзажи и города.

Калотипия

Уильям Генри Фокс Талбот (1800-1877) – известный химик, физик, лингвист, археолог, прославившийся и своими достижениями в области фотографии. В 1835 году он создал первый фотографический негатив. Однако через некоторое время Талбот отошел от своих экспериментов и только тогда, когда он узнал о дагерротипии, продолжил собственные исследования. Он обнаружил, что галловая кислота увеличивает чувствительность подготовленной бумаги и создает латентное изображение, сделанное на фотопленке и остающееся невидимым до химической обработки. Так появился негатив.

Кроме того, галловая кислота ускорила процесс проявления снимка с одного часа до одной минуты. Талбот назвал свое изобретение калотипией.

В 1841 году изобретатель запатентовал технику, за которую через год получил медаль от Британского королевского общества.

5 этапов процесса

Что касается технического процесса, то он состоит из 5 этапов:

  1. Первый – это йодирование высококачественного листа бумаги путем нанесения на него при свете свечи растворов светочувствительного нитрата серебра и йодида калия.
  2. Затем его промывали, а после сушки поверхность вновь обрабатывалась другим химическим раствором.
  3. Третий этап включал помещение бумаги в камеру и ее экспонирование свету.
  4. Как только желаемое изображение было зафиксировано, бумагу нужно было извлечь. Затем ее обрабатывали тем же чувствительным химическим раствором, чтобы сделать невидимое изображение видимым до желаемой плотности.
  5. Проявленный негатив промывали водой и раствором бромида калия, чтобы удалить оставшееся серебро и зафиксировать изображение.

Полупрозрачный негатив покрывал новый, подготовленный лист бумаги, который реагировал на свет. Затем его помещали в печатную рамку, которую выносили на свет. В результате получалось изображение теплого цвета сепии.

Калотипия долго оставалась популярной в Англии и континентальной Европе, а сейчас некоторые фотохудожники пользуются этой техникой, чтобы придать своим работам налет старины.

Мокрый коллодионный процесс

В 1851 году англичанин Фредерик Скотт Арчер (1813-1857) разработал процесс фотографии, который коренным образом изменил эту сферу. Изобретатель, вначале использовавший калотипию для создания своих работ, не был доволен результатами и начал экспериментировать с различными растворами и поверхностями, пока не открыл мокрую коллодионную технику.

Он добавлял к йодиду (соли) раствор коллодия, состоящего из нитрата целлюлозы, легковоспламеняющегося соединения. Эта смесь в полной темноте наносилась на стеклянную пластину, которую погружали в нитрат серебра. Кроме того, она должна была оставаться влажной при установке в камеру и во время экспозиции.

Затем пластину обрабатывали пирогаллоловой кислотой, а в конце процесса изображение фиксировалось раствором тиосульфата натрия. В результате получался негатив, который можно было использовать для печати бумажных позитивов. Чаще всего это делалось на бумаге с альбуминовым покрытием, которую покупали фотографы за небольшие деньги и хранили ее до использования.

Плюсы и минусы этой техники

В целом мокрый коллодионный процесс очень ценился за четкость фотографий: он сочетал в себе лучшие характеристики дагерротипии и калотипии. А недостатком техники была необходимость работать в темноте и переносной лаборатории для съемок на открытом воздухе. В противном случае отпечаток не сохранялся темным и влажным. Сейчас эта техника не используется.

Желатиновая сухая пластина

В конце XIX века начались эксперименты с другими фототехниками, главная цель которых – освободить фотографов от необходимости самостоятельно готовить пластины и от использования темной комнаты. В 1871 году английский врач Ричард Лич Мэддокс (1816-1902) предложил идею суспендировать бромид серебра в желатиновой эмульсии. Так появилась новая техника, которая использовалась для коммерческих целей.

Доступность искусства фотографии

В отличие от влажных пластин, желатиновое покрытие высыхало на стеклянной пластине, после чего оставалось сухим во время и после экспозиции. Фотографы просто вставляли ее в камеру для съемки, и после этого им не нужно было работать с химикатами.

Они покупали пластины, массовое производство которых началось в 1850 году. Так фотография стала доступней для большего числа людей. В настоящее время эта техника не используется.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А какие техники фотографии вы знали раньше?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.