Ученые пытаются объяснить найденный на Луне аномальный участок из металла

Казалось бы, за столетия наблюдений земная спутница Луна исследована вдоль и поперек. Мировые державы вынашивают амбициозные планы по строительству лунных баз и даже рассматривают вопрос о добыче полезных ископаемых. Однако небесное тело раз за разом преподносит сюрпризы ученым. Недавно выяснилось, что на обратной стороне обнаружено огромное скопление металла, происхождение которого объяснить не так-то просто.

Лаборатория под открытым небом

Около южной оконечности Луны, на обратной стороне, скрытой от наших глаз, находится примечательный во всех смыслах объект. Он имеет несколько названий: Эйткен (Айткен), либо Бассейн Южный полюс. Это один из самых больших кратеров Солнечной системы. Его овальные размеры колоссальны: 2050x2400 км.

На спутнике Земли нет органики, воды и ветра. Благодаря этому отсутствуют процессы эрозии. Тектонические процессы если и присутствуют, они не оказывают заметного влияния на ландшафт. Метеориты больших размеров падают редко. Все это способствует хорошей сохранности кратера, несмотря на то, что ему уже больше 4 миллиардов лет. Его изучение позволяет раскрыть многие тайны прошлого, на одну из которых недавно наткнулись ученые.

Неожиданная находка

Специалисты НАСА при изучении гравитационного поля Луны с помощью спутников «Флоу» и «Эбб» столкнулись с неожиданной аномалией. По словам одного из ученых проекта Питера Джеймса из Университета Бэйлор, она вызвана скоплением металла в толще кратера Эйткен. Предварительные расчеты показывают, что ее площадь более 50 000 км2, а это сравнимо с Воронежской областью.

Что это может быть

Нельзя не вспомнить «теорию заговора», согласно которой на обратной стороне Луны находятся базы инопланетян. Только вот объяснения ученых более прозаичные и не содержат налета фантастики.

По одной из версий, во время медленного охлаждения магмы спутника в этой области скопились остатки плотных оксидов железа. Однако почему они сконцентрировались именно здесь, объяснений нет.

Более достоверной выглядит вторая теория. Огромный кратер Эйткен образовался в результате столкновения с небесным телом гигантских размеров. В результате удара астероид (или другой спутник) мог отскочить от поверхности, а мог и быть поглощен толщей лунной породы.

Учитывая, что дело происходило 4 миллиарда лет назад, во время активной фазы формирования планеты Земля и Солнечной системы в целом, вариант с поглощением вполне реален. Поверхность Луны могла быть еще горячей, вязкой. Возможно, в толще кратера как раз и сохранилось железо-никелевое ядро древнего метеорита. Впрочем, это лишь теории, ничем не лучше подземной базы «лунатиков». Исследование объекта только началось.

Каково ваше авторитетное мнение о лунной железной аномалии?