Этого вы наверняка не знали о мозге человека

На протяжении всей истории человечество так и не смогло раскрыть всех тайн своего мозга. Тем не менее со времен древних египтян и Аристотеля мы смогли многое узнать о том, как работает этот удивительный орган. Предлагаем вам ознакомиться с фактами о мозге, которых вы, возможно, не знаете.

Мозг человека большой...

Средний вес мозга у взрослого человека достигает 1,3-1,4 кг. Около 80 процентов объема вашего черепа занимает мозг, а остальные 20% достались крови и спинномозговой жидкости. Все вместе занимает около 1,7 литров объема.мозг

...но он становится все меньше

Не следует быть слишком самоуверенным из-за таких значительных объемов вашего мозга. Оказывается, люди, жившие примерно 5 тысяч лет назад, имели мозг еще большего размера. Благодаря археологическим данным мы знаем, что мозг сжался от 150 см3 до 135 см3. То есть проищошло сокращение примерно на 10 процентов. Исследователи не знают, почему мозг может сокращаться, но некоторые полагают, что это процесс развития, благодаря которому он становится более эффективным.

мозг

Другие думают, что наш череп становится все меньше, поскольку рацион современного человека включает в себя продукты, которые легко жевать, а значит, нам больше не требуются массивные челюсти. Независимо от причины, размер мозга напрямую не связан с уровнем интеллекта, так что нет никаких доказательств, что наши предки были умнее современных людей.

Мозг использует много энергии

Мозг человека нуждается в большом количестве энергии. Хотя его вес ровняется всего 2 процентам от массы тела, мозг тратит около 20% кислорода и 25% глюкозы из крови. Эти энергетические потребности стимулировали дискуссию среди антропологов относительно того, как такой большой мозг смог развиться у людей.мозг

Многие исследователи считают, что это произошло благодаря введению в рацион мяса, ссылаясь на свидетельства охоты ранних предков человека. Однако мясо не могло быть надежным источником пищи, считают другие ученые. Данные исследования 2007 года, опубликованные в Трудах Национальной академии наук, показывают, что современные шимпанзе знают, как добывать калорийные клубни растений в саванне. Возможно, предки человека делали то же самое, стимулируя мыслительные процессы с помощью овощей.

Что же касается того, что заставило мозг эволюционировать, существуют такие основные гипотезы: изменение климата, экология и социальная конкуренция.

Мы выглядим умнее благодаря извилинам

В чем секрет «умного» внешнего вида человека? Скорее всего, в морщинах. С мозгом происходит примерно то же самое. Его поверхность также покрыта глубокими трещинами, более мелкими канавками, называемые бороздами, и гребнями, которые называются извилинами. Поверхность мозга называется корой и является домом для 100 миллиардов нейронов, или нервных клеток.мозг

Извилистая поверхность позволяет существенно увеличить площадь мозга, а вместе с ней - и количество нейронов, в ограниченных пределах черепа. Наши родственники приматы имеют разную степень извилин в мозге, как и другие разумные существа, к примеру, слоны. Кроме того, дельфины имеют еще более выраженные извилины мозга, чем люди.

Большинство клеток мозга не являются нейронами

Старая поговорка о том, что мы используем только 10 процентов нашего мозга, не является истиной, но теперь мы знаем, что 10 процентов его клеток составляют нейроны.мозг

На долю остальных 90% приходится примерно половина массы мозга. Они называются клетками глии, что в переводе с греческого означает «клей». Раньше нейробиологи считали, что нейроглия - это просто липкий материал, который удерживает нейроны вместе. Однако исследования, которые проводятся в последнее время, показывают, что она имеют более важное значение. Роль этих клеток варьируется от зачистки избыточных нейротрансмиттеров до обеспечения иммунной защиты.

Мозг является «эксклюзивным клубом»

В кровеносной системе мозга существует собрание клеток, которые работают примерно так же, как и вышибалы в ночном клубе: они позволяют лишь некоторым молекулам попадать в священное для нервной системы место – головной мозг. Эти клетки называются гематоэнцефалическим барьером, который защищает мозг, но он также может удерживать спасательные лекарства. мозгВрачи, которые пытаются лечить опухоли головного мозга, могут использовать препараты, чтобы открыть стыки между клетками барьера, но это делает мозг на какое-то время уязвимым для инфекции. Новым способом провести лекарства мимо барьера может быть нанотехнология, так как специально сконструированные наночастицы могут преодолеть барьер и прикрепиться к ткани опухоли. Ученые надеются, что в скором времени сочетание наночастиц с химиотерапевтическими препаратами может стать ведущим способом избавления от опухолей.

Развитие мозга начинается с трубки

Мозг начинает развиваться очень рано. Спустя три недели после зачатия эмбриональные клетки развиваются в нервную трубку. Эта ткань затем превращается в центральную нервную систему.мозг

На протяжении первого триместра нервная трубка растет и дифференцируется. (Когда клетки дифференцируются, они превращаются в различные ткани, из которых потом формируются части тела.) Глия и нейроны начинают процесс формирования во время второго триместра, но извилины мозга появляются значительно позже. Через 24 недели появляется только несколько зарождающихся канавок на гладкой поверхности мозга плода. Только к третьему триместру – на 26 неделе – канавки и углубления мозга начинают выглядеть, как у новорожденного.

Мозг подростков не полностью сформирован

Если вам приходится иметь дело с трудными подростками, можете расслабиться: такое их поведение связано с процессом развития мозга. Количество серого вещества увеличивается непосредственно перед половым созреванием, а затем снижается до обычного состояния на протяжении подросткового возраста. Наиболее серьезные изменения происходит в лобных долях, которые отвечают за принятие решений и суждения.
мозг

Исследование 2005 года обнаружило, что участки мозга, которые отвечают за многозадачность, полностью созревают только к 16-17 годам. Еще одно исследование, проведенное в 2006 году, показало, что эгоцентризм подростков также имеет нейронное оправдание. При рассмотрении действий, которые могут повлиять на других, подростки реже, по сравнению со взрослыми, используют медиальную префронтальную кору, а она связана с сочувствием и чувством вины. "Подростки учатся эмпатии через социализацию", - говорят исследователи. Этот процесс часто продолжается до тех пор, пока им не исполнится 20.мозг

Мозг никогда не перестает изменяться

Раньше ученые считали, что как только вы становитесь взрослыми, ваш мозг больше не способен образовывать новые нейронные связи. Эта способность, называемая пластичностью, как считалось ранее, сохраняется у человека только в младенчестве и детстве.мозг

Но такое мнение ошибочно. В 2007 году исследователи доказали, что мозг пациента, перенесшего инсульт, мог приспосабливаться к повреждению нервов, несущих визуальную информацию, используя аналогичную информацию от других нервов. Это открытие привело к началу нескольких исследований, показывающих, что взрослые мыши способны образовывать новые нейроны. Затем более поздние исследования предоставили больше доказательств того, что нейроны взрослого человека способны создавать новые связи. Между тем изучение медитации показало, что интенсивная умственная тренировка может изменить структуру и функции мозга.