Тряхнем стариной: любимые цитаты из классики советского кинематографа

Подписаться Редактировать статью

Одна из основных ролей старшего поколения – передавать младшему культурные ценности. Другими словами, старшее поколение хранит память. Сейчас с сохранением данных значительно лучше, чем в древности. Однако о некоторых вещах можно и напомнить. Возможно, более молодые люди и приобщатся.

«Подкидыш»

Наверное, все рекорды по возрасту бьет первая картина, о которой хочется сказать. Вышла она в далеком 1939 году. Можно не помнить сюжета, актеров, но трудно забыть обворожительную игру Фаины Раневской. Ее две цитаты буквально застревают в голове каждого зрителя, который хотя бы раз посмотрел это замечательное кино. К тому же Ф. Г. Раневская воплощает в этом образе архетип деспотичной жены в принципе. Да, мы осознаем: Ляля, героиня Раневской, не очень приятный человек, но нам трудно противостоять ее обаянию. А с девочкой все будет хорошо, вы не волнуйтесь. Это же советское, а не российское кино. Правда, последнее тоже выполняет важную функцию: зритель выходит из кинотеатра после очередной российской премьеры и думает: «Господи, как жить-то хорошо!»

А цитаты вот они:

  • Муля, не нервируй меня!
  • Я категорически вас прошу не вмешиваться в воспитание моего ребенка! Соси пальчик, девочка, соси на здоровье!

«Мимимо»

Особенность комедий, которые снимает Георгий Николаевич Данелия, в том, что вроде смешно, а вроде и не очень. Вспомните, например, картину «Афоня», вышедшую в 1975 году. В жанре официально написано: «Комедия». Но разве она уморительно смешная? Вот так и с «Мимино»: персонажи милые, но неустроенные. И тоже вроде бы смешно, а вроде бы и не очень. Фильмы Г. Н. Данелии всегда глубже той истории, которая непосредственно рассказывается, вернее, в них обязательно есть что-то еще. Как правило, режиссер умеет заставить задуматься зрителя о многогранности жизни, принять ее неизбывную печаль. Особенно тогда, когда сам Г. Н. Данелия еще и пишет сценарий. И в «Мимимо» он и режиссер, и автор сценария.

А цитаты, наверное, знают даже те, кто фильма не видел:

  • Алло! Ларису Ивановну хочу!
  • Спасибо, я пешком постою.
  • Валик-джан, я тебе один умный вещь скажу, но только ты не обижайся: ты и она не две пары в сапоге.

«Карнавальная ночь»

Фильму в этом году 61 год, а он все еще актуален и популярен. Почему? По многим причинам. Хотя бы потому, что это новогодний фильм, а значит, в нем есть место чуду. Конечно, там чудо сугубо материалистической природы, оно говорит о том, что человек все может сделать, если захочет, даже если у него осталось всего 5 минут. В общем-то, это совершенно все равно, какой природы чудесное, главное, чтобы была сказка.

Вообще, Э. А. Рязанов всегда умел снимать фильмы так, чтобы они проходили советскую цензуру, которая в СССР была на должном уровне. Современной свободы кинематографистам никто не давал, может быть, поэтому они снимали шедевры? Сейчас только иногда выходят хорошие фильмы. Правда, мы несправедливы, наверное, в прошлом тоже снималось много всякого, но такие картины до нас просто не дошли.

Но пора обратиться к знаковым цитатам:

  • Бабу-ягу со стороны брать не будем — воспитаем в своем коллективе.
  • Докладчик сделает доклад, коротенько так, минут на сорок.
  • Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Мар­се — это науке неизвестно. Наука еще пока не в курсе дела.

«Свадьба в Малиновке»

Здесь уже нет идейного содержания картин Данелии, но, может быть, оно и к лучшему. Не все же думать, иногда нужно и посмеяться, причем от души. Сюжет нет смысла пересказывать современному зрителю, воспитанному на супергероях Marvel. Зато можно сказать следующее: кино хорошее, легкое и музыкальное. Если у вас выдался свободный вечер или утро, или день, то вполне можно посмотреть или пересмотреть. Хотя и разборки времен Гражданской войны остались в далеком прошлом, фильм, возможно, вечный.

Узнаваемые цитаты:

  • Мне бы такую работу, чтобы поменьше работы.
  • А то я тебе оторву голову и скажу, шо так и було!
  • Пан атаман, кони стоят пьяные, хлопцы запряженные.
  • И шо я в тебя такой влюбленный, а?

«Вокзал для двоих»

И снова картина Э. А. Рязанова. Правда, уже не 50-х, а 80-х. Сюжет хорошо известен. В центре фильма мытарства двух обычных людей – Платона Сергеевича Рябинина и Веры Николаевны Нефедовой. Между ними разыгрывается почти архетипическая ситуация: сначала они друг друга не переносят, затем оказывается, что их друг к другу тянет. В общем, от ненависти до любви один шаг. Пианист проникается к официантке, из-за которой он первоначально не попал на поезд, и рассказывает ей особенности хитросплетения собственной судьбы. Жанр фильма – драма или мелодрама, кому как больше нравится. Но Э. А. Рязанову удаются подобные фильмы. Была еще замечательная картина «Забытая мелодия для флейты». Она даже местами очень страшная.

Знаковые цитаты:

  • Что же вы говорили, что для меня будете играть? А сами заработали. — Это тот редкий случай, когда чувство и выгода совпали.
  • В сущности, если вдуматься, вся наша жизнь — зал ожидания.
  • — Очень хочется есть. Я же не ел ваш мерзкий борщ. Вы, надеюсь, теперь это понимаете? — А если вы его не ели, откуда знаете, что он мерзкий?
  • Ты хорошо бежишь, очень хорошо... только медленно!

«Самая обаятельная и привлекательная»

Интересно, что фильм назван по той мантре, которую читают главная героиня и ее подруга для поддержания и повышения самооценки, а фильм совсем о другом. Картина о том, что чувства, любовь не терпит вмешательства со стороны. Поток жизни сам разберется, кого и с кем свести, а когда человек пытается повернуть самостоятельно русло этой реки, то выходит, мягко говоря, не очень. Нет, конечно, героиня Ирины Муравьевой в итоге добилась своего, и все мужчины не только обратили на нее внимание, но и поняли, что она «ничего». Но Надя осознала, что подобное счастье ей не нужно, она хочет, как и прежде, играть в настольный теннис с Геной в обеденный перерыв. Фильм о том, что у каждого свой путь к счастью, и не стоит торопить судьбу.

Правда, справедливости ради надо сказать, что в некоторых ситуациях милости от природы действительно ждать не стоит: можно не дождаться.

Однако к цитатам:

  • Я конферансье и художественный руководитель ВИА «Неунывающие децибелы».
  • Женщина должна опаздывать. Минуты ожидания дают мужчине возможность лишний раз спокойно подумать.
  • — Ой, какие мальчики в этом вагоне! Не то что у нас. — Проходите, девушки, проходите... от греха подальше.

«Обыкновенное чудо»

Много замечательных пьес написал Евгений Шварц, и одну из них решил экранизировать Марк Захаров и не прогадал, потому что не только цитаты из фильма на века, но и само произведения останется с нами надолго. Преимущество экранизации еще и в том, что она отсылает нас к литературному источнику. То есть зритель может не только открыть для себя замечательного режиссера, но и прекрасного драматурга и писателя Евгения Шварца, чей материал послужил основой картины.

Еще, как и почти всегда в фильмах Марка Захарова, умопомрачительный по звездности актерский состав, что, собственно, и делает телепостановку, помимо прочего, шедевром. Для тех, кто не видел, можно сказать, что, в принципе, весь фильм можно разбирать на цитаты, но узнаваемые вот эти:

  • — А будете настаивать, я пожалуюсь мужу, и он превратит вас в крысу. — А кто у нас муж? — Волшебник. — Предупреждать надо.
  • Вы привлекательны, я чертовски привлекателен. Чего зря время терять?
  • Мне попала вожжа под мантию.
  • Не виноват! Предки виноваты! Прадеды, прабабки, внучатые дяди и тети разные, праотцы, ну и праматери!
  • Нищие и безоружные люди сбрасывают королей с престола из-за любви к ближнему. Из-за любви к родине солдаты попирают смерть ногами, и та бежит без оглядки. Мудрецы поднимаются в небо и бросаются в самый ад из-за любви к истине. А что сделал ты из-за любви к девушке?
  • Три дня я гналась за вами, чтобы сказать, как вы мне безразличны!

«Формула любви»

И снова Марк Захаров, и снова экранизация литературного произведения, пусть и вольная. На этот раз в основу положена повесть Алексея Толстого «Граф Калиостро». Сложно сказать, чья судьба в центре картины: то ли «бледного юноши со взором горящим», то ли самого графа. А может быть, весь смысл в скрещении жизней? Фильм поучительный, особенно для молодых и горячих парней, которые склонны к идеализации образа, не зная того, что их истинная любовь может ходить где-то рядом, а они в это время тратят драгоценное время на статую или, если осовременить сюжет, персонажей массовой культуры. Недаром же в фильме выбран камень с его глухостью, неотзывчивостью и холодностью. Он противопоставлен живой, красивой, теплой девушке, которая тут же воспламенила сердца юноши.

Те, кто смотрели, поймут и узнают цитаты:

  • Эта песня о бедном рыбаке, который поплыл из Неаполя в бурное море. А его бедная девушка ждала на берегу, ждала-ждала, пока не дождалась. Она сбросила с себя последнюю одежду и... тоже бросилась в бурное море. И сея пучина поглотила ея в один момент. В общем, все умерли.
  • ― Хороший человек... ― Солонку спер. ― И не побрезговал...
  • ― Подь сюды. Хочешь большой, но чистой любви? ― Да кто ж ее не хочет? ― Тогда приходи, как стемнеет, на сеновал.
  • ― Она не одна придет, она с кузнецом придет. ― С каким кузнецом? ― С дядей моим, Степан Степанычем. Он мне заместо отца, кузнец наш. ― А зачем нам кузнец? Не, нам кузнец не нужен. Что я, лошадь, что ль? Зачем нам кузнец?

«Три плюс два»

Примечателен фильм тем, что в нем снялись совсем еще молодыми будущие мэтры отечественного экрана – Андрей Миронов и Евгений Жариков. Геннадий Нилов известен меньше.

Кино о том, как трое парней решили удалиться от цивилизации и предаться «дикому» существованию. Но карты, как всегда, спутали, кто? Правильно, девушки. Они приехали на то же место или, по крайней мере, совсем рядом, и стали яростно отстаивать свое право на индивидуальный отдых. А дальше в дело вступает уже известный сценарный ход – «от ненависти до любви». Сначала разнополые молодые люди сражаются друг с другом, а потом противостояние слегка меняет характер, а Сундук остается в меньшинстве.

Кстати, фильм снят по пьесе С. В. Михалкова «Дикари».

Самый любимый момент в фильме, когда герой Миронова рассказывает Сундуку про Петерсона. А цитаты, вот они:

  • — Это ты тут всю ночь стонал? — Я пел... — И этот стон у вас песней зовется...
  • — Она перележала на пляже и вся сгорела. — Но от нее хоть что-нибудь осталось?
  • В конце концов, всем женщинам свойственны черты милиционера. Сначала они говорят: «Давайте не будем!», а потом: «Следуйте за мной!»
  • Теперь я Наташа.

«Кавказская пленница»

И, как говорят, последний в списке, но не по значению. Странно было бы, если бы мы обошли стороной творчество Леонида Иовича Гайдая. Ведь он для советского прошлого эпохальный режиссер. О фильме, наверное, нет смысла говорить, его все знают наизусть. Вспоминается другая история.

В телевизионных передачах рассказывали, как Демьяненко обижался на Гайдая за то, что режиссер сделал из актера Шурика, и только. А сам А. С. Демьяненко хотел играть Шекспира – Гамлета.

Обычный зритель, конечно, ничего не понимает в актерских амбициях, но разве иметь одну роль хуже, чем не иметь ни одной? Питер Фальк, например, был просто счастлив, что в его жизни был лейтенант Коломбо. Ладно, оставим это.

На десерт цитаты из «Кавказкой пленницы»:

  • Птичку жалко!
  • Шляпу сними!
  • Имею желание купить дом, но не имею возможности. Имею возможность купить козу, но... не имею желания. Так выпьем за то, чтобы наши желания всегда совпадали с нашими возможностями!
  • Студентка, комсомолка, спортсменка, наконец, она просто красавица!


Окружающая среда
Природа
Брак
Строительство
Юмор
Снижение веса