Растения ради собственной выгоды превращают гусениц в каннибалов

Мы часто думаем, что растения очень миролюбивые, и они пассивно ожидают, когда их съест какая-либо гусеница. Однако некоторые растения разработали очень изобретательный и дьявольский способ борьбы со своими травоядными врагами.

Оборонительные вещества

Новое исследование продемонстрировало, как некоторые растения защищают себя от травоядных животных: они заставляют их превращаться в каннибалов. Результаты исследования, опубликованные в журнале Nature: Ecology and Evolution, показали, что томатные растения (Lycopersicon lycopersicum) производят оборонительные химические вещества, которые заставляют опасных для них гусениц (свекольных червей) есть друг друга.гусеницы

Как только гусеницы начинают поедать листья этих растений, последние выпускают органическое соединение, называемое метил-джасмонатом. Это вещество делает растение очень вредным для насекомого, заставляя его прибегать к каннибализму.гусеницы

«Многие насекомые, как известно, становятся каннибалами, если это необходимо для их выживания, — говорится в заявлении автора исследования профессора Джона Оррока. — С точки зрения растения, это, безусловно, желаемый результат — заставить травоядных есть друг друга. Насекомые-каннибалы не только приносят пользу растению, убивая себе подобных травоядных животных, но также больше не проявляют интереса к самим листьям, поскольку уже утолили свой голод другими гусеницами».гусеницы

Однако метил-джасмонат имеет еще один эффект. Когда это соединение начинает вырабатываться, оно действует как аварийная сирена для соседних растений, предупреждая их о приближении врагов. Это стимулирует другие растения использовать все средства для самозащиты и начинать производить собственные запасы метил-джасмоната.гусеницы

Особенности каннибализма

Может показаться странным, что гусеницы так быстро забывают о своей растительной диете и начинают охотиться друг на друга, однако исследователи объясняют, что каннибализм — это обоюдоострый меч, который может быть как полезным для выживания вида, так и вредить ему.гусеницы

«Каннибал, по сути, находит для себя источник «идеальной пищи», — объясняет в своем заявлении доцент Брет Элдерд. — Жертва каннибала имеет все пропорции белков и микроэлементов, которые ему нужны, поскольку она является такой же, как он. Недостаток, однако, заключается в том, что жертва также является идеальным хозяином для любых патогенов или паразитов, которые также могут жить в организме каннибала. Таким образом, каннибализм — это довольно опасное явление, поскольку несет с собой высокую вероятность заражения определенными болезнями, если особь будет питаться представителями собственного вида».гусеницы

Идиальное оружие

Учитывая это, исследователи хотят изучить особенности каннибализма среди насекомых, чтобы понять, помогает он или препятствует распространению патогенов. Если он способствует этому, тогда механизм защиты растений окажется еще более эффективным, чем когда-либо предполагали ученые.