Почему мы не помним своего раннего детства

Попробуйте вспомнить свое раннее детство. Возможно, вам придут в голову образы дня рождения или сцены из семейного отпуска. Теперь подумайте о своем возрасте, когда это событие произошло. Скорее всего, самое раннее воспоминание – ваш третий день рождения. Действительно, в памяти удается восстановить лишь некоторые моменты, имевшие место в возрасте от 3 до 7 лет, хотя семейные фотоальбомы или другие подсказки могут помочь в этом.

Психологи называют эту неспособность большинства взрослых помнить события ранней жизни, включая их рождение, детской амнезией.

Попытки объяснения отсутствия младенческих воспоминаний

Зигмунд Фрейд впервые придумал термин "инфантильная амнезия" еще в 1899 году, чтобы объяснить нехватку детства у его взрослых пациентов. Основоположник психоанализа предположил, что у людей она является средством подавления травматических воспоминаний, а часто и сексуальных побуждений. Фрейд утверждал, что люди искажают память о прошлом для защиты сознательного эго от этих бессознательных желаний.

Спустя более века исследователи все еще не знали, почему происходит амнезия у детей. Только 20 лет назад начались исследования возможности памяти детей, а не взрослых. И они породили новые вопросы.

В течение долгого времени обоснование амнезии у детей основывалось на предположении, что участки мозга, отвечающие за память, в начале жизни неразвиты, а потом, примерно в возрасте 3 лет, способности к запоминанию быстро увеличиваются до уровня взрослых.

Но психологи обнаружили, что 3-6-месячные младенцы могут иметь долгосрочные воспоминания. Разница заключается в том, какие.

Дети рождаются со скрытой, бессознательной памятью, а явная, или эпизодическая, в которой записаны конкретные события, не хранит информацию о трехлетнем периоде, что объясняет отсутствие ранних воспоминаний.

Но почему это происходит, и что меняется в эти первые годы? И если мы можем сформировать воспоминания у младенцев, почему бы нам не сохранить их до взрослой жизни?

Кодировка памяти у детей

Чтобы воспоминания сформировались, должны создаваться синапсы, или связи между клетками мозга, которые кодируют сенсорную информацию о событиях. Затем она организуется по категориям и связывается с другими подобными данными. Для сохранения памяти нужно периодически извлекать эти воспоминания и восстанавливать первоначальные синапсы, усиливая соединения.

Исследования в значительной степени опровергли предположение о том, что дети не могут кодировать информацию, которая составляет основу воспоминаний. Например, в одном эксперименте, в котором участвовали 2- и 3-месячные младенцы, к их ногам лентой привязывали мобиль. Дергая ногами, они заставляли его двигаться. Позже, помещенные под один и тот же мобиль без ленты, дети помнили, что пинали ногами. Когда тот же эксперимент проводился с 6-месячными детьми, они значительно быстрее понимали связь между движениями ног и игрушки.

Это говорит о том, что их способность запоминать со временем ускоряется постепенно, а не со значительным перерывом в 3 года.

Такая работа памяти может относиться к развитию префронтальной коры мозга ребенка. Эта область активна во время кодирования и поиска явных воспоминаний и не является полностью функциональной при рождении. Однако к 24 месяцам число синапсов в префронтальной коре достигает уровня взрослого.

Кроме того, размер гиппокампа в основании мозга неуклонно растет до второго или третьего года. Это важно, потому что он определяет, какую сенсорную информацию передавать в долгосрочное хранилище.

Неявная память

Размещенная в мозжечке, неявная память важна для новорожденных. Она позволяет им связывать чувства тепла и безопасности со звуком голоса их матери и инстинктивно знать, как питаться.

Подтверждая ее наличие в раннем возрасте, исследования выявили несколько изменений в развитии неявной памяти по мере взросления. Даже во многих случаях амнезии у взрослых неявные навыки, такие как умение кататься на велосипеде или играть на фортепиано, при травмах мозга часто сохраняются.

Теперь мы знаем, что дети имеют как сильную неявную память, так и явную. Это указывает на то, что детская амнезия может возникнуть из-за неправильного поиска. Если мы не думаем конкретно о прошлом событии, требуется подсказка, чтобы вызвать воспоминания во всех возрастных группах.

Язык и чувство самосознания

Наши ранние воспоминания могут оставаться блокированными от нашего сознания, потому что в то время у нас не было языковых навыков. В исследовании 2004 года отслеживалось вербальное развитие у 27- и 39-месячных малышей как показатель того, насколько хорошо они могли вспомнить прошлое. Психологи обнаружили, что если дети не знали слов для описания события, когда оно произошло, они не могли сделать это позже, узнав соответствующие слова.

Вербализация наших личных воспоминаний помогает нам помнить себя. Такой тип памяти способствует нашему самосознанию и отношениям с окружающими нас людьми. С этим тесно связана способность узнавать себя. Некоторые исследователи предложили, что дети не развивают навыки самоузнавания до 16-24 месяцев.

Родители играют ключевую роль в развитии автобиографической памяти малышей. То, как они пересказывают им свои воспоминания, соответствует повествовательному стилю последних при пересказе этих событий позже в жизни. Другими словами, дети, родители которых рассказывали им о днях рождения или поездке в зоопарк в прошлом, подробно опишут их в своих собственных воспоминаниях.

Интересно, что автобиографическая память также имеет культурную составляющую. Личные воспоминания жителей Запада сосредоточены больше на себе, а представители Востока больше запоминают себя в групповых контекстах.

Организация памяти

Мы развиваем знания о нашем личном прошлом, когда начинаем организовывать воспоминания в контексте. Многие дети дошкольного возраста могут объяснить разные части события последовательно. Например, что произошло, когда они отправились в цирк. Но только в 5 лет они могут понять идеи времени и прошлого и поместить эту поездку на ментальную шкалу времени.

Существуют и более подробные объяснения детской амнезии. Но в основе их лежит структура мозга, язык и самоощущение.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Ну почему не помним? Многие помнят!
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.