Почему так происходит? Ради удовольствия некоторые люди готовы рисковать жизнью

Что заставляет одних людей прыгать со скал, пить до потери сознания или путешествовать автостопом с незнакомцами, а другим даже не нравится кататься на американских горках? Есть ли такая вещь, как ген храбрости или мозг сорвиголовы? Или наш уровень влечения к опасности связан с тем, насколько наши родители оберегали нас?

Искатели новых ощущений

Независимо от того, нравится ли нам заниматься экстремальными видами спорта, превышать скорость, употреблять наркотики или делать другие опасные для жизни вещи, как правило, нас привлекает сочетание риска и новизны. Такие люди часто бывают импульсивными, им все быстро надоедает, но новый опыт высвобождает в их мозгу волну химических веществ. Они с большей вероятностью будут употреблять наркотики и выпивать.

Понятия риска и новизны в некоторой степени связаны: новый стимул по своей природе более рискован, поскольку любые связанные с ним последствия неизвестны.

Все дело в дофамине

Дофамин используется для передачи сообщений между нейронами и вызывает чувство удовольствия. Клетки глубоко в основании мозга посылают сигналы в области, которые отвечают за движение, познание и вознаграждение, высвобождая в них дофамин. Дофаминовая система может быть активирована пищей, сексом или наркотиками.

Во время эксперимента по лечению пациентов с болезнью Паркинсона, которые принимали препараты, стимулирующие дофаминовые рецепторы, у 17 % из них развилась зависимость от азартных игр, секса, шопинга и пищи. Они больше рисковали и в лабораторных тестах отдавали предпочтение новизне. Таким образом, похоже, что активная дофаминовая система может заставить нас идти на больший риск.

Ожидание выигрыша связано с увеличением активности мозга в дофаминовых областях, а неудачи - с ее уменьшением. Все это заставляет рисковать. Полет в вингсьюте или катание на американских горках мотивированы нашим ожиданием награды - острых ощущений, но первый вызван стремлением избежать неудачи (смерти).

Гены и воспитание

Люди с определенным дофаминовым рецептором более склонны к поискам острых ощущений. Этот ген также связан с большей реакцией на неожиданные вознаграждения в мозге, что делает трепет ожидания более захватывающим.

Следовательно, склонность к бейсджампингу объясняет генетика. Она связывает предпочтение нового, риск и вознаграждение.

Но воспитание также оказывает влияние на психологию человека. Подростки, как известно, больше рискуют, отчасти потому, что их мозг все еще развивается и они более восприимчивы к давлению со стороны сверстников.

Почему мы непоследовательны?

Но если наши гены влияют на храбрость и трусость, почему мы так непоследовательны в нашем поведении? Например, мы можем поехать в отпуск, чтобы попрыгать с парашютом, и покупаем медицинскую страховку.

Мы действуем по-разному в зависимости от того, воспринимается ли риск, чтобы получить вознаграждение или избежать потерь. Большинство из нас не желает рискованных вознаграждений - мы бы не стали прыгать с парашютом, но в случае маловероятного события с высокой выплатой, такого как лотерейный билет, мы рады рискнуть.

Мы также рискуем, чтобы избежать больших потерь. Это зависит от того, насколько вероятен результат. В случае малой вероятности, но плохого исхода, такого как риск огромного долга при госпитализации в чужой стране, мы не склонны рисковать и покупаем страховку.

Люди, которые наслаждаются опасностью или имеют зависимости, по-разному склонны к риску. Потребители наркотиков, алкоголя или продуктов питания идут на риск ради вознаграждения – получения удовольствия. Но те, кто употребляет наркотики, движимы более рискованным вознаграждением, чем те, кто ограничивается алкоголем и едой.

Манипулирование готовностью рисковать

Исследование на крысах показало, что желание идти на риск можно снизить, сочетая сигнал дофамина с информацией о негативных результатах предыдущего рискованного выбора - ударом током или неполучением пищи.

Риск, связанный с выпивкой, также можно снизить, если он сопровождается реальной потерей, например, денег. Поэтому ночи в отделении неотложной помощи может быть достаточно, чтобы изменить такое поведение.

Риск и незнакомцы

Кроме того, поощрить рискованное поведение может новый и неожиданный контекст. Это объясняет, почему мы более склонны рисковать в отпуске.

В недавнем исследовании участникам была показана серия знакомых и незнакомых лиц с предложением сделать рискованный или безопасный выбор. Когда участник видел новое лицо, то он с большей вероятностью шел на риск. Это свидетельствует о том, что новизна увеличивает высвобождение дофамина в этой области мозга, что, возможно, повышает ожидаемое вознаграждение.

Но готовность рисковать – это не всегда плохо. Наше общество нуждается и в тех, кто рискует, и в тех, кто рисковать избегает. Нужны те, кто раздвигает границы, чтобы создать базу на Марсе или спасать людей от пожаров, и те, кто пишет и предписывает правила, чтобы поддерживать функционирование общества.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А у вас есть ген храбрости? На что вы готовы пойти ради новых ощущений?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.