Дети замечают больше, чем взрослые: интересный эксперимент

В новом исследовании были изучены особенности запоминания информации у взрослых и детей. Экспериментальным способом специалисты установили, что, хотя взрослые могут опережать детей в решении познавательных задач, их сильные стороны иногда оборачиваются против них самих. В статье мы подробнее расскажем о полученных учеными выводах.

Особенности запоминания информации

В ходе двух исследований ученые обнаружили, что взрослые отлично запоминают информацию, на которой их просят сосредоточиться, но зачастую игнорируют второстепенные факторы. Иначе обстояло дело у детей. Дети в возрасте от 4 до 5 лет, как правило, обращают внимание на всю информацию, которая была им предложена. Эта особенность восприятия информации помогла детям заметить то, что упустили взрослые из-за избирательного внимания.

«Мы часто считаем, что дети в овладении многими навыками уступают взрослым, но это не совсем так. Они очень любопытны и склонны исследовать все вокруг себя, поэтому они распределяют внимание, даже когда их просят сосредоточиться на чем-то конкретном. Иногда это может оказаться полезным», - сказал Владимир Слуцкий, соавтор исследования и профессор психологии в Университете штата Огайо.

Первое исследование

В исследовании приняли участие 35 взрослых и 34 ребенка. Возраст детей был от 4 до 5 лет. На экране компьютера участники увидели изображение двух фигур - красной и зеленой. Участникам было предложено обратить внимание на фигуру определенного цвета (скажем, на красную). Затем фигуры ненадолго исчезали, и появлялся еще один экран с фигурами. Участники должны были сказать, изменилось ли изображение на экране.

В некоторых случаях фигуры были точно такими же. В других случаях фигура, на которую участникам было сказано обратить свое внимание, поменялась. Но были также случаи, когда форма второстепенного объекта менялась, хотя участникам не было сказано обращать внимание на эту деталь.

Выводы ученых

Взрослые показали себя немного лучше, чем дети, заметив изменение формы фигуры в 94 % случаев по сравнению с 86 % правильных ответов, полученных от детей.

«Но дети гораздо лучше, чем взрослые, замечали, когда менялась нецелевая (второстепенная) форма. Дети заметили изменения в 77 % случаев, а взрослые только в 63 %. Мы обнаружили, что дети обращали внимание на формы, хотя мы их об этом не просили. Взрослые, напротив, имели тенденцию сосредотачиваться только на том, что им было сказано», - сказал Слуцкий.

Второй эксперимент

В эксперименте приняли участие те же люди. Участникам были показаны рисунки вымышленных существ с различными особенностями. Они могли иметь знак «X» на своем теле или «O», у них могла быть молния на конце хвоста или пушистый шар.

Участников попросили найти одну особенность, например, знак «X» на теле. Им не было ничего сказано о других признаках. Таким образом, их внимание привлекли знаки «Х» и «О», но не другие детали. Как дети, так и взрослые хорошо находили «Х», причем взрослые были несколько точнее детей. Но дети с большей точностью, чем взрослые (72 % против 59 %) запоминали детали, на которых им не предлагали сконцентрировать свое внимание, например на хвостах существ.

«Дело в том, что дети не сосредотачивают свое внимание так же, как взрослые, даже если вы их об этом просите. Именно поэтому они запоминают больше информации», - сказал Слуцкий.

Способность концентрировать внимание

Слуцкий сказал, что взрослые преуспеют в том случае, если им скажут обращать внимание на все детали. Но их способность концентрировать внимание имеет и отрицательную сторону - они упускают из внимания то, на чем они не сфокусированы.

Способность взрослых концентрировать свое внимание и склонность детей распределять свое внимание более широко - имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

«Способность концентрировать внимание - это то, что позволяет взрослым сидеть на двухчасовых собраниях и поддерживать длинные разговоры, игнорируя при этом отвлекающие факторы, - сказал Слуцкий. - Но внимательность маленьких детей позволяет им получать много новой информации в незнакомых условиях».

Значение полученных результатов

Полученные результаты имеют важное значение для понимания того, как образовательная среда влияет на процесс и результат обучения детей. По словам Слуцкого, тот факт, что дети не всегда хорошо концентрируют свое внимание, также показывает важность создания правильной учебной среды в классах.

Слуцкий говорит: «Дети не могут справиться с множеством отвлекающих факторов, но при этом они всегда получают новую информацию, даже если это не то, чему вы пытаетесь их научить. Мы должны спроектировать наши классные комнаты, составить учебники и учебные материалы с учетом особенностей восприятия информации у детей. Подобный подход повысит усвояемость материала и будет способствовать успехам в процессе обучения. Возможно, скучная классная комната или простой черно-белый рабочий лист меньше отвлекают детей и помогают им сосредоточиться на самом главном», - добавил Слуцкий.

Образование в России

Авторы исследования обратили внимание на важную проблему, которая касается и российских школ. На уроках учителя должны заинтересовать учащихся и максимально вовлечь их в учебный процесс, что, к сожалению, удается сделать не всегда. Чтобы дети с удовольствием ходили на занятия, необходимо учитывать особенности их развития и в том числе способность концентрироваться. Если ребенок будет получать слишком большой объем информации, то велик риск, что он не запомнит то главное, что хотел донести до него учитель.

Современные дети очень умные и способные, но их нельзя перегружать информацией, потому что ее избыток может привести к трудностям понимания проблемы и принятия решений. Важно переработать методику преподавания в соответствии с новыми знаниями, полученными наукой и, в частности, должно учитываться данное исследование.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы умеете концентрироваться на главном?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.