Что влияет на нравственное поведение людей, кроме моральных норм? Даже запах из булочной! - отвечают ученые. Интересные эксперименты над человеческим поведением

Предположим, идет человек по улице, когда вдруг кто-то подходит к нему чтобы попросить о помощи, и при этом дает небольшую сумму денег. Конечно же, ему с радостью помогут - в конце концов, просьба пустяковая, да и еще оплачивается. Достаточно скоро он идет, например, в музыкальный магазин, чтобы купить новые наушники.

Однако не все так просто на первый взгляд. И человек даже не подозревает, что его подтолкнуло на эту помощь. А это запах свежей выпечки, ведь он только что прошел этот магазин. Оказывается, что если бы не аромат, то он бы и не помог вовсе.

Ароматы

Откуда это известно? Благодаря веселому исследованию, опубликованному в 1997 году психологом Робертом Бароном. По мнению Барона, покупатели в торговом центре не знали, что они являются частью исследования. К некоторым из них (контрольной группе) с просьбой о помощи подошел незнакомец после того, как они прошли мимо магазинов одежды. К другим (экспериментальная группа) подошли после того, как они прошли магазин свежей выпечки. Результаты были впечатляющими. Помочь согласились:

Магазины одежды Свежая выпечка
Женщины 17 % 61 %
Мужчины 22 % 45 %

Работа Барона является примером поразительных исследований в области социальной психологии за последние 60 лет, в которых высказывается предположение, что на то, действуем ли мы хорошо или плохо, могут повлиять факторы, не имеющие отношения к морали в нашей среде.

Вот еще несколько примеров этих удивительных влияний на наше моральное поведение.

Туалет

Участники исследования, опубликованного в 1984 году, имели возможность помочь, поднести некоторые документы на дистанцию в 40 метров. В контрольном состоянии 45% участников согласились нести документы. В условиях эксперимента согласились 80% участников. Есть ли разница? Вторая группа была людьми, которые только что вышли из туалета.

Девушка в беде

В классическом эксперименте 1969 года «Девушка в беде» цель заключалась в том, чтобы увидеть, какое влияние на готовность помочь окажут свидетели. Участница, проводящая опрос, услышит громкий грохот в соседней комнате и крик женщины, за которым последуют крики боли (книжная полка, очевидно, упала на нее сверху). Участники, которые были одни, помогали в 70% случаев. Но когда участник был с другом, он или она помогали только в 7% случаев.

Оцени и напиши

Лиза Шу и ее коллеги попросили участников пройти 20 тестов, где им заплатят 1 доллар за правильный ответ. После этого они оценивали свои тесты и заполняли форму, в которой указывалось, сколько ответов они дали «правильно», а также их расходы на дорогу при попадании на исследование. Одна группа участников должна была сначала подписать форму вверху страницы, а затем заполнить оставшуюся часть. Другая группа подписала лист в конце опыта, внизу страницы. Третья группа не должна была подписывать вообще. Вот результаты:

Процент обманутых расходов
Подпись в конце 79% 9,62 $
Подпись сначала 37% 5,27 $
Без подписи 64% 8,45 $

Хотя психологи давно знают об этих результатах, исследователи во многих других областях только недавно начали обращать на них внимание. Вскоре возник интерес к лучшему пониманию того, что следует из этого исследования, особенно когда речь идет о наших основных моральных качествах, а не только о кратковременных действиях.

Сострадательный человек не будет подвержен значительному влиянию запаха печенья. Если бы помощь была морально правильной вещью, то сострадательный человек помог бы, независимо от запахов в воздухе или нерешительности других.

Эти исследования доказывают, что моральные качества людей находятся не на самом высоком уровне. Но за основу взяты данные США. Интересно, а в нашей стране какими были бы результаты? Почему-то думаю, что ненамного лучше. А то и хуже. Ведь в современном мире люди думают только о себе и им глубоко плевать на то, что происходит с остальными, их это не затрагивает.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А как часто вы помогаете незнакомцам?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.