Мы не до конца понимаем, что именно стало причиной исчезновения неандертальцев, но мы точно уверены в том, что некоторые из нас носят в себе часть их ДНК. В среднем для Евразии концентрация генома, унаследованного от вымершего вида, составляет 2.7% ДНК. В 2010 году генетики получили неопровержимые доказательства смешения видов, в результате которого нам досталась частичка генома неандертальцев.
Откуда у современных людей гены вымершего вида?
Такое наследство досталось нам в результате исторической случайности. Тысячи лет назад предки современных людей пришли из Африки в Европу и столкнулись с неандертальцами. Практически невозможно предсказать, как именно сложились взаимоотношения двух видов, но рано или поздно им удалось не только создать смешанную пару, но и произвести на свет наследников, способных к воспроизведению рода. Следы межвидовых отношений прослеживаются у большинства народностей, населяющих все континенты, кроме Африки.
Сегодня у генетиков сложилась первоначальная картина того, какие именно гены мы унаследовали от неандертальцев. Сложно определить, за что отвечает тот или иной неандертальский геном, потому что остатки унаследованных ДНК у разных людей проявляются в различных геномах. Если собрать генетическое наследство неандертальцев, проанализировав всех людей на планете, удастся восстановить всего 30-40% генетической цепочки неандертальцев. Однако ученые определили частые повторения в геномах неандертальцев и их расположение в ДНК современных людей.
Кератин
Почти 80% населения Евразии являются обладателями неандертальской версии генома, отвечающей за выработку кератина. Протеин, укрепляющий кожу, волосы и ногти способствовал более легкой адаптации к холодному, по сравнению с африканским, климату Европы.
К тому же более плотная кожа и крепкие сильные волосы могли контролировать потерю влаги и защищать организм от обезвоживания. Однако, поскольку кожа – самый обширный орган человеческого тела, выполняющий множество функций, ученые пока не в силах точно ответить на вопрос, чем же именно для современных людей чревато повышение кератина.
Никотиновая зависимость
Самое неожиданное для генетиков открытие – влияние неандертальской ДНК на никотиновую зависимость. Очень странный геном, особенно учитывая тот факт, что во время существования неандертальцев не было не только сигарет и практики курения табака, но и самого табака в ареале проживания вида. Современные люди, унаследовавшие этот геном, предрасположены к никотиновой зависимости. Даже те из них, кто не курит.
Иммунная система и аллергические реакции
Поскольку предки современного человека пришли в Европу из Африки, им пришлось сталкиваться с местными бактериями, болезнями и другими неблагоприятными влияниями на организм. Неандертальцы жили в Европе на протяжении тысяч лет и успели отлично приспособиться к местности. Неудивительно, что кроманьонцы предпочли оставить себе ту часть ДНК неандертальца, которая отвечала за повышенный иммунитет.
Однако те аллели, которые помогли древним кроманьонцам приспособиться к тяжелому климату, не так уж благоприятны для их современных потомков. Они до сих пор отвечают за реакцию иммунной системы на разного рода раздражители, в общем это хорошо, но в частности люди с унаследованными от неандертальцев аллелями склонны к постоянным или сезонным аллергиям.
Болезни
Небольшая часть неандертальской ДНК отвечает за целый ряд болезней и психических расстройств, к которым могут быть склонны ее обладатели. Среди болезней есть и опасные, например волчанка и диабет. Ученые очень осторожны в этом отношении, потому что связь ДНК и болезней еще не совсем понятна. Например, на развитие сахарного диабета влияет множество генетических комбинаций, и только одну из них мы унаследовали от неандертальцев.
Вообще, странно, что мы унаследовали генетический код, приводящий к болезни, ведь основной закон эволюции заключается в принципе выживания сильнейшего. На это ученые отвечают тем, что, вероятно, раньше эти же гены выполняли защитную функцию. Как в случае со склонностью к диабету.
Сахарный диабет II типа
Рассмотрим фрагменты ДНК, способствующие развитию сахарного диабета. В развитых странах, где люди не страдают от недоедания, а, скорее наоборот, склонны к систематическому перееданию, эти гены вызывают неприятные, болезненные последствия. В то время как для наших предков, добывающих пропитание охотой и собирательством, такой генетический набор был спасательным кругом.
Наши предки много тысяч лет жили с непостоянным режимом питания, когда на протяжении нескольких дней еды было много, а потом следовал период голода. Вероятно, кроманьонцы унаследовали генетический материал, способный помочь им адаптироваться к голоду. Неудивительно, что сегодня этот же генетический материал приводит к болезням, связанным с перееданием. Очевидно, что мы прошли сложный процесс эволюции не для того, чтобы объедаться сладостями.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание