На самом деле ученые куда веселеее, чем принято думать?

Выдающийся математик, автор юмористических рассказов и основатель Шнобелевской премии и настоящий веселый ученый Марк Абрахамс однажды сказал, что если бы у ученых не было чувства юмора, они все сошли бы с ума.

То, что мы, представители широкой публики, не всегда понимаем научный юмор, не значит, что его не бывает. Среди ученых даже существуют своеобразные состязания: кто сумеет вместить больше шуток в напечатанные работы.

Игра слов в работе по траекториям Бома

ученый

Опубликованная в феврале в онлайн-журнале «Science Advances» экспериментальная работа ученых-физиков о траекториях Бома сегодня не содержит ничего смешного – только сухие научные факты. Но так было не всегда.

На третьей странице работы можно найти простую фразу: «Частицы в этой статье – фотоны, как и в предыдущих исследованиях». Австралийский соавтор Говард Вайзман из австралийского университета Гриффит решил обогатить короткое сухое предложение небольшой игрой слов.

Дело в том, что в английском языке слово «статья» и «артикль» - омонимы. Вайзман превратил простое предложение в целый параграф лингвистической игры слов, где физические частицы переплелись с языковыми.

Вайзману пришлось долго уговаривать своих соавторов. В конце концов они уступили в надежде, что редакторы не пропустят шутки. Редакторы оказались с чувством юмора, и целых десять недель научные работники могли наслаждаться неожиданной шуткой. Однако через некоторое время научная редакция журнала посчитала, что подобное словоблудие ниже их достоинства, и изъяла шуточный параграф из опубликованной работы.

Частый феномен

веселый

Ученым нужно немало самоуверенности и наглости, чтобы втиснуть целый параграф с лингвистической игрой слов в научную работу по физике. Однако Вайзман - далеко не первый ученый, которому это удалось. Стоит только вспомнить кота Шредингера, который на самом деле был кошкой, хоть и теоретически.

Для многих ученых попытки пошутить в опубликованной работе стали своего рода хобби. Для этого ученые должны обладать немалой долей креативности, поскольку редакторская команда не дремлет и не всегда разделяет желание авторов поделиться шуткой с аудиторией.

Не совсем шуточное противостояние с редакторами является традицией в научном мире, и на что только не готовы пойти ученые! В 1948 году ученые-физики Ральф Алфер и Джордж Гамоу готовили к публикации в журнале «Physical Review» работу по теории Большого Взрыва. Уже после того, как научный труд был готов к отправке, соавторы решили поделиться лаврами научной славы с еще одним научным сотрудником по имени Ханс Бет, который, кстати говоря, не принимал участия в работе. Почему же авторы решили добавить его? Все дело в том, что в таком случае фамилии авторов звучат, почти как первые три буквы греческого алфавита – Алфер, Бет, Гамоу. Примечательно, что с тех пор в научных кругах работа так и называется – «альфа-бета-гамма».

Совсем недавно команда ученых из Швеции призналась, что на протяжении вот уже 17 лет они регулярно вставляют в названия своих работ строчки из песен Боба Дилана – тоже интересный способ разбавить сухие тексты.

История ученого, которого не было

смешной

В 80-х годах в нескольких научных журналах были опубликованы работы таинственного физика, якобы из университета Палермо, со звучным именем Стронцо Бестиале. Итальянское имя привлекло к себе внимание из-за непереводимого на любой другой язык колорита. На русский имя ученого наиболее адекватно переводится как «скотский ублюдок».

После неизбежного расследования оказалось, что Стронцо Бестиале – не только смешной, но и вымышленный персонаж. Он оказался плодом воображения настоящего физика - Уильяма Гувера. Первая работа Стронцо была отправлена в журнал Статистической физики в отместку за то, что редакция отклонила работу самого Гувера. Однако после того как работы сеньора Бестиале стали пользоваться популярностью не только в журнале Статистической, но и в журнале Химической физики, Гувер решил не раскрывать секрет.

Шутки с последствиями

Шутки с последствиями

В академических издательствах шутки не всегда бывают невинной игрой слов. Возможно, именно поэтому у редакторов жесткое отношение к юмору.

В 1996 году физик Алан Сокал написал шуточную статью, полную бредовых идей и откровенной научной абракадабры. Он отправил ее в журнал постмодернистской социальной науки «Social Text», где статья в скором времени была опубликована. Сокал таким новаторским образом обвинил журнал в пропаганде псевдонаучных методов и откровенно ненаучных областей исследования.

В 2005 году трое американских ученых-программистов создали программу, способную генерировать научный текст из любых ключевых фраз. Две такие статьи они отправили на рассмотрение жюри конференции по кибернетике и информатике; одна из статей была принята для доклада. Правда, затею не удалось осуществить до конца, потому что шутка слишком рано вышла за пределы узкого круга посвященных.

Куда еще ученые девают свое чувство юмора?

научный юмор

Некоторые ученые предпочитают проявлять свое немалое чувство юмора в параллельных карьерах. Например, физик Элен Арни в свободное от науки время профессионально выступает в стенд-ап. Замечательная актриса Маим Бялик, играющая Эми в «Теории Большого Взрыва», в реальной жизни так же, как и героиня, является нейробиологом. Она защитила свою докторскую диссертацию в 2008 году.

Знаменитый астрофизик Нил Деграсс Тайсон делает все возможное, чтобы популяризировать науку. Для этого ученый часто разбавляет свои статьи и интервью немалой долей юмора.

Невероятные исследования и невоспроизводимые результаты

невероятные исследования

Научный юмор является хлебом насущным для двух популярных шуточных изданий – «Журнал невоспроизводимых результатов» и «Анналы невероятных исследований».

Одна из самых популярных статей «Анналов» представляет собой исследование вреда соленых огурцов. Результаты исследования показали, что 99,9% людей, страдающих неизлечимой формой рака, потребляли в пищу соленые огурцы, в то время, как 99,7% погибших в авиа- и автокатастрофах ели соленые огурцы в течение двух недель до трагедии. Вывод статьи таков: ешьте суп из лепестков орхидеи – практически никаких проблем не возникает после потребления в пищу этого блюда.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.