Что произойдет, если Международная космическая станция столкнется с метеоритом?

Сборка Международной космической станции (МКС) началась в 1998 году. С тех пор она превратилась в гигантский орбитальный форпост размером с футбольное поле. Но хотя ее размер впечатляет, это также делает МКС удобной мишенью для многочисленных кусков космического мусора на орбите. Есть ли способ защититься от него и что произойдет, если станция столкнется с каким-то космическим объектом?мкс

Угроза микрометеоритов

Орбита Земли — это оживленное место, так как вокруг нашей планеты носятся тысячи объектов, размер которых не превышает нескольких сантиметров, а также миллионы более мелких кусков. Поэтому МКС неизбежно получает удары микрометеоритов каждый день, но, к счастью, существуют меры безопасности, которые гарантируют, что ничего катастрофического не произойдет.

Одно из наиболее заметных столкновений произошло в 2012 году, когда маленький метеорит ударил в окно модуля станции. Аварийный затвор автоматически закрыл окна, чтобы предотвратить потерю давления в безвоздушном пространстве на случай утечки. Однако ущерб не был серьезным и никакой утечки не произошло, поэтому затвор позже был удален.

метеорит

В 2013 году космонавты заметили еще одно воздействие на МКС. В одной из ее солнечных батарей появилось очень маленькое отверстие, размерами напоминающее пулевое. Повреждение было вызвано неизвестным куском мусора. «Я рад, что этот объект не попал в корпус», — писал позже в своем «Твиттере» командир станции канадец Крис Хэдфилд.

Корпус станции усилен для того, чтобы выдерживать удары. Он способен справляться с микрометеоритами размером до 1 см в диаметре. Если в корпус попадет метеорит большего размера, появится риск прокалывания, в результате чего на станции может снизиться давление.мкс

Защитная зона

Чтобы предотвратить подобные инциденты, станция имеет защитную зону для измерения нескольких километров пространства вокруг нее. Она отслеживается с помощью Системы наблюдения космического пространства США. Если обнаруживается какой-либо крупный мусор, который входит в эту зону, станция перемещается с помощью бортовых гироскопов и рулевого устройства, чтобы выйти из опасной зоны.

«МКС начинает маневрировать, отдаляясь от объекта, если вероятность столкновения превышает 1 из 10 000, — сказал сотрудник НАСА по связям с общественностью Даниэль Хуот. — Это, как правило, происходит примерно один раз в год (хотя подобных маневров не было в 2016 году). За всю историю существования станции произошло 23 случая уклонения от космического мусора».столкновение

Тем не менее нельзя сказать, что эта система безупречна. В некоторых случаях объект может быть замечен слишком поздно, чтобы дать МКС время для маневра. В этом случае экипаж должен быть эвакуирован в космический корабль «Союз», который действует как спасательная шлюпка.

Столкновение с крупным объектом

Если МКС столкнется с крупным объектом, ее будет невозможно сохранить. В этом случае экипаж должен будет открепиться и вернуться на Землю. В любой момент на станции находится до шести человек. Все они смогут эвакуироваться на двух космических кораблях «Союз» в случае необходимости, по три человека на каждом. Такие эвакуации происходили несколько раз, в том числе в 2015 году, хотя экипаж никогда не приходилось откреплять.

мкс

С 2 ноября 2000 года МКС является постоянно пилотируемой, так что этот сценарий защиты нельзя назвать идеальным. Но станция в основном может управляться с Земли, так что астронавтам просто придется закрыть многие из люков, прежде чем уйти, чтобы обеспечить изоляцию модулей.

Хотя в случае столкновения, когда необходима эвакуация, экипаж должен будет выполнить ряд процедур. Если корпус станции будет поврежден из-за удара, она начнет терять давление. Бортовые датчики смогут определить его перепад и дадут звуковой сигнал. Кроме того, экипаж также способен заметить изменение давления.метеорит

Необходимые процедуры

После подачи сигнала тревоги экипаж должен будет следовать ряду процедур: Warn, Gather, Work — это общее реагирование на чрезвычайные ситуации. Члены экипажа должны будут собраться в российском главном центре, который называется «Звезда», так как это гарантирует, что они смогут безопасно добраться к кораблям «Союз» и открепиться в случае необходимости.

Члены команды должны будут работать, пока давление не достигнет опасно низкого уровня. Если они не смогут устранить утечку до этого времени, то должны будут загерметизировать люки в сегменте, который был поврежден. От характера повреждений будет зависеть, стоит ли проводить изоляцию экипажа в космическом корабле. метеорит

Повреждение кораблей для эвакуации

Также может случиться, что потеря давления произойдет именно в одном из кораблей «Союз». В этом случае члены экипажа будут действовать в зависимости от того, какая часть корабля была повреждена. Каждый космический корабль «Союз» имеет три сегмента, но чтобы вернуться на Землю, необходим только один (спускаемый модуль). Если поврежден какой-то другой сегмент, к примеру, орбитальный модуль, экипаж все еще может безопасно вернуться домой.

Но если потеря давления произойдет именно в спускаемом модуле одного космического корабля «Союз», экипаж должен будет вручную отстыковать его, оставаясь на станции, и отправить на беспилотный повторный вход. В этом случае, скорее всего, будет запущен новый беспилотный космический корабль «Союз» на МКС, чтобы благополучно вернуть экипаж на Землю, но на более позднем этапе.

столкновение

Разгерметизация станции

Кроме того, потеря давления может произойти на станции. В этом случае команда будет использовать шлюзы, чтобы удержать утечку изоляции. Ее члены будут постепенно использовать люки для работы там, где произошла утечка, в российском или американском сегменте, а затем изолируют поврежденный модуль.

После определения поврежденного модуля и обеспечения безопасности экипажа астронавты должны будут работать с командой на Земле для решения этой проблемы. Скорость утечки, вероятно, будет очень медленной, и, когда в модуле образуется вакуум, экипаж сможет заняться поиском решения.столкновение

На станции находится оборудование, с помощью которого можно отремонтировать место повреждения, но для этого, скорее всего, двум астронавтам придется выполнить выход в открытый космос за пределы станции. Они также могут носить костюмы внутри, чтобы отремонтировать повреждение, как это было сделано раньше на космической станции «Мир» в конце 1990-х годов.

«Самый высокий приоритет имеет безопасность экипажа, — сказал Хуот. — Мы никогда не будем отправлять астронавтов в негерметичный модуль, если не будем на 100 процентов уверены, что у нас есть план, который обеспечивает безопасность экипажа и остальной части МКС».мкс

Угроза серьезных повреждений

Если повреждения нельзя исправить, весь экипаж должен будет покинуть станцию и вернуться на Землю, как уже упоминалось ранее. Конечно, существуют сценарии, при которых повреждения могут быть гораздо более серьезными, и тогда разгерметизация произойдет намного быстрее. По словам Хуота, разработаны процедуры, в том числе и перемещение станции, которые предназначены для предотвращения таких крупных ЧП.мкс

Планируется, что МКС будет оставаться на орбите по меньшей мере до 2024 года, хотя, возможно, дольше. Надеемся, что у экипажа никогда не возникнет необходимости эвакуироваться.