Неужели роботы-опылители заменят пчел?

Пчелы во всем мире сегодня подвергаются опасности и риску вымирания, обусловленному множеством факторов, негативно влияющих на этих важных для природы насекомых. Это приводит к тому, что ученые из разных областей науки пытаются эффективно решить проблему. Экологи и биологи бьют тревогу и пытаются улучшить среду обитания пчел, а инженеры и разработчики новых технологий создают искусственных роботов-опылителей.

Проблемы пчелиных колоний

пчелы

Дэйв Голсон — биолог, который специализируется на изучении шмелей, утверждает, что к уменьшению популяции пчел во всем мире приводит целый ряд факторов. По его словам, бедным пчелам не хватает еды, их среда обитания отравляется пестицидами и целые колонии умирают от болезней, занесенных из других регионов. Эти и некоторые другие факторы приводят к тому, что пчел становится все меньше и меньше. Удивительно, как они до сих пор умудряются так эффективно опылять растения.

Большой робот-опылитель

В 2007 году химик Ейиро Мияко создал густой, вязкий и липкий гель, который отлично проводил электричество. Он надеялся, что это изобретение будет использоваться в батарейках или приводах, но гель не оправдал надежд своего изобретателя. Разочарованный Мияко забросил изобретение на полку и забыл о нем.

Несколько лет спустя во время уборки лаборатории Мияко нашел гель и решил попробовать новый эксперимент с ним. Он нанес гель на волокно и прикрепил это волокно к стандартному дрону-беспилотнику. Дрон был отправлен к цветам, и оказалось, что у этого простейшего робота неплохо получается опылять цветы.

В результате второго эксперимента получился Большой автоматизированный опылитель, описанный в журнале Chem. Мияко и команда разработчиков создали эффективную модель с дистанционным управлением, а также проверили гель на муравьях. Они нанесли немного геля на муравьев и обнаружили, что с ним они собирают больше пыльцы.

Экомимикрия

Электропроводимость геля делает его идеальным кандидатом на роль опылителя, поскольку его действие прекрасно имитирует процесс взаимодействия пыльцы с пчелами.

Пчелы склонны иметь положительный заряд, в то время как цветы и их пыльца — отрицательный. В природе противоположности притягиваются, и пыльца практически сама летит к пчеле, когда та приближается. Заряженный гель работает подобным образом, захватывая пыльцу с одного цветка и перенося ее на другой.

Но сможет ли новая разработка встать на замену исчезающим насекомым, которые сталкиваются с потерей среды обитания и не могут продолжать опыление в глобальных масштабах? Мияко надеется на это и ищет инвесторов, готовых помочь ему развить идею.

Пчелы или роботы?

роботы

Но не все убеждены в успешности попыток заменить пчел роботами. Голсон рассматривает как гель, так и пчел-роботов как интересный эксперимент, который, однако, не предлагает адекватного решения проблемы.

Пчелы опыляли цветы в течение 120 миллионов лет, они очень хорошо справляются с этой задачей. Механизмы их работы и общения доведены до совершенства. Идея создания в какой-либо степени рентабельной замены такому природному механизму кажется слишком самонадеянной и высокомерной. Невозможно адекватно заменить миллиарды пчел и других насекомых-опылителей и при этом не разорить мировую экономику.

Что делать?

Людям лучше задуматься над сохранением существующей популяции пчел. Для этого нужно расширить их естественную среду обитания, как, например, это сделали в Осло, создав «аллею пчел». Если пчелы смогут спокойно питаться и перемещаться, они не будут покидать свои колонии и гибнуть миллионами.

Также следует использовать меньшее количество пестицидов, что поможет не только насекомым, но и растениям и микроорганизмам. Перевозя пчел с места на место, особенно в новые регионы, их необходимо тестировать на наличие инфекционных заболеваний, которые могут навредить популяции местных пчел.

Несмотря на то что пчелы-роботы — интересная разработка, пока есть достаточно мер, приняв которые, мы сможем спасти необходимых нам настоящих пчел.