Ученые наконец узнали, что стало причиной вымирания мегалодонов

За всю историю своего существования мир пережил пять массовых вымираний (или 8, в зависимости от того, какой классификации вы придерживаетесь). Худшим из них было Великое вымирание 252 млн лет назад, вызванное катастрофическими извержениями вулканов и уничтожевшее 96 процентов всех видов.

Переходный период

Однако некоторые «меньшие» вымирания, вполне понятно, могли ускользнуть от нашего внимания. Например, ученые уже давно подозревают, что в переходный период между плиоценом и плейстоценом (примерно 2,6 млн лет назад), произошло значительное вымирание, однако им трудно определить, насколько катастрофическим оно было.мегалодон

Теперь новое исследование ученых из Цюрихского университета показало, что, до того как на знаменитую мегафауну планеты – шерстистых мамонтов и саблезубых кошек – повлияли многие антагонистические факторы, океаны также несли потери.

Этот переход между двумя геологическими эпохами ознаменовал изменение теплого климата и начало обширного оледенения, что, по-видимому, вызвало быстрое падение уровня океана и значительное охлаждение воды.

Почему вымерла морская мегафауна

Основываясь на новой оценке летописи окаменелостей, ученые сделали вывод, что этого было достаточно, чтобы убить на удивление большое количество крупных морских существ: в общей сложности треть морской мегафауны вымерла во время этого перехода.

Сильнее всего пострадали морские млекопитающие, потеряв 55% разнообразия. Кроме того, исчезло около 35% морских птиц и 43% морских черепах. Примечательно, что за это время вымерло только 9 процентов акул, но среди них оказался довольно заметный и важный вид.

Исчезновение мегалодона

Мы, конечно же, говорим о мегалодоне – одном из крупнейших и самых страшных хищников в истории планеты, который вырастал до 18 метров. Интересно, что время от времени в Сети появляются рассуждения о том, что этот ужасный зверь до сих пор скрывается где-то в глубинах океанов.

мегалодон

Несмотря на все эти истории, ученые четко определили, что эти мегалодоны вымерли 2,6 млн лет назад. С тех пор как впервые были обнаружены ископаемые доказательства их существования, ученые пытались выяснить, почему это произошло. Были предложены различные факторы, в том числе коллапс пищевой цепи, чрезмерная конкуренция со стороны других животных и внезапное охлаждение океана.

Саморазрушение пищевой цепи

Результаты нового исследования на эту тему были опубликованы в журнале Nature Ecology & Evolution. Ученые предполагают, что потери биоразнообразия прибрежных мест обитания из-за снижения уровня моря было достаточно для того, чтобы вызвать массовое вымирание, которое не смогла пережить даже древняя гигантская акула. По сути, причиной вымирания мегалодона стала саморазрушающаяся пищевая цепь.

мегалодон

«Открытие этого события вымирания показывает, что биологическое разнообразие морской мегафауны более чувствительно к изменениям, которые происходили в окружающей среде, чем предполагалось ранее», - пишут ученые. Затем они ссылаются на современное антропогенное изменение климата, отмечая, что его «потенциальные последствия для морской мегафауны не следует недооценивать».