Убивший динозавров астероид более чем на год погрузил нашу планету во тьму

Когда 66 миллионов лет назад на Землю упал астероид, в атмосферу было выброшено столько сажи, что она убила динозавров и уничтожила две трети всех видов растений и животных. Совсем недавно ученым удалось подсчитать степень темноты, которая укрыла Землю. То, что динозавры не смогли выжить, совсем не удивительно. На самом деле ученых удивило, что в этих условиях смогли выжить какие-либо виды, кроме бактерий.

астероид

Содержание иридия и сажи в отложениях

Еще до открытия кратера Чискулуба многие ученые обратили внимание на большое количество иридия в отложениях, возраст которых совпадает с исчезновением последних динозавров. Это убедило палеонтологов в том, что ответственность за вымирание этих гигантских ящеров лежит именно на астероиде. Эти же слои отложений содержат огромное количество углерода в виде сажи.

астероид

«Поскольку сажа сочетается с иридием, это значит, что очищение атмосферы от этих элементов занимало одинаковое время», - заявил доктор Чарльз Бардин в «Трудах» Национальной академии наук.

астероид

Сколько сажи попало в атмосферу

В его статье описывается количество сажи, которое попало в атмосферу после падения 10-километрого астероида и вызванных им пожаров. При этом исследователь не учитывает новых пожаров, которые возникали несколько лет спустя. Оценки количества сажи, попавшей в атмосферу в результате этого события, сильно различались, поэтому в документе использовались модели с пятью цифрами – от 750 терраграмм (830 млн тонн) до 35 тыс. терраграмм (39 млрд тонн). Каждый показатель рассматривался с учетом большого количества воды, которая попала в верхнюю атмосферу вместе с сажей, а также без нее.

Результаты климатического моделирования

Используя климатическую модель, разработанную для изучения связей между атмосферой, океаном и ледяными шапками, авторы обнаружили, что сажа нагревалась солнечным светом, в результате чего большая ее часть поднялась на высоту до 90 километров.

астероид

Согласно самым суровым сценариям развития событий, это привело к объединению мелких частиц сажи в более крупные. В результате этого 90 процентов сажи должно было опуститься на Землю в течение года. Но если эти частицы сажи не объединились, она смогла бы пребывать в воздухе в течение более длительного времени.

астероид

Если рассматривать сценарий, согласно которому падение астероида привело к образованию 35 тыс. терраграмм сажи, Солнце оказалось таким же слабым, как современная Луна. Это значит, что в течение двух лет его света было бы недостаточно для процесса фотосинтеза.

астероид

Но даже если придерживаться сценария, согласно которому в воздух попало минимальное количество сажи (750 терраграмм), она могла бы на два года заблокировать от 90 до 95 процентов света. Это позволило бы расти только устойчивым к тени растениям. Независимо от модели, ученые посчитали, что глобальная температура на суше снизилась бы на 28 ºC, а в океане - на 11 ºC. Кроме того, озоновый слой планеты также был бы разрушен, и на его возобновление понадобилось бы семь лет.

астероид

В документе отмечается, что в атмосферу могли попасть и другие вещества, однако они, скорее всего, не имели значительного климатического воздействия, поскольку учеными не были обнаружены доказательства их присутствия. Тем не менее эти условия, в любом случае, сделали Землю после падения астероида непригодной для жизни.